Разрешенное использование земельного участка

Содержание
  1. Вид разрешенного использования земельного участка. Земельные участки
  2. Категории земель – какие они бывают?
  3. Кто выдает разрешение?
  4. Как определяется разрешенное использование земли?
  5. Правила зонирования территорий
  6. Как можно поменять вид пользования?
  7. Сроки принятия решения
  8. Документы для Росреестра
  9. Подводим итог
  10. На заметку
  11. Вид разрешенного использования земельного участка
  12. Определение вида разрешенного использования земельного участка
  13. Разрешенное использование земельных участков
  14. Категории земельных участков и разрешенное использование
  15. Определение разрешенного использования земельного участка
  16. Зоны разрешенного использования земельных участков
  17. Изменение разрешенного использования земельного участка 
  18. Разрешенное использование земельных участков. Классификатор
  19. Условно разрешенный вид использования земельного участка (ВРИ) – в 2018 году, порядок, получения, регламент
  20. Что нужно знать
  21. Нормы закона
  22. Градостроительный регламент
  23. Какие бывают ВРИ
  24. Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка
  25. Назначение
  26. Как получить

Вид разрешенного использования земельного участка. Земельные участки

Разрешенное использование земельного участка

Очень часто при покупке недвижимости или при желании что-то построить на участке граждане сталкиваются с таким понятием, как вид разрешенного пользования земельного участка.

Многие даже часто путают его с категориями земель, что в корне неверно.

Мы попробуем разобраться, какие же могут быть виды пользования земельными участками, что такое нецелевое использование земли и как можно переводить участок из одного вида пользования в другой.

Категории земель – какие они бывают?

Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ. Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон:

– общественно-деловые;

– транспортных и инженерных инфраструктур;

– жилые;

– особо охраняемые территории;

– производственные;

– спецназначения;

– для сельскохозяйственных целей;

– рекреационные;

– для размещения военных объектов;

– другие.

В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению. Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна.

Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды. В некоторых случаях законодательство разрешает пользоваться земельными участками не по их целевому назначению, однако в составе той категории, в которой они находятся.

Например, ЗК разрешает строить на сельскохозяйственных землях дачные домики.

Если с категориями земли мы определились, то что же собой представляет вид разрешенного использования земельного участка? В Градостроительном кодексе существует такое разграничение:

– основные виды пользования;

– условно-разрешенные виды пользования;

– вспомогательные виды пользования (правда, они могут лишь дополнять основные и условно-разрешенные виды и осуществляться только вместе с ними).

То есть получается, что законодатель не дает определения каждому из этих видов и не конкретизирует условно-разрешенные виды. Основное различие между основными и условно-разрешенными видами состоит в том, что на второй необходимо получить разрешение.

Такой документ выдается на основании публичных слушаний, которые проводятся согласно уставу муниципального образования.

Вспомогательные и главные виды использования земельных участков выбираются собственниками самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований.

Кто выдает разрешение?

Как правило, большинство земель населенных пунктов перебывают в муниципальной или государственной собственности.

Поэтому выбор вида разрешенного землепользования обычно подтверждается оформлением договора аренды земли.

Изменить один вид разрешенного пользования на другой можно только на основании решения соответствующего органа, которое было принято с учетом градостроительного регламента и различных технических нормативов.

До принятия правил застройки и землепользования изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после принятия решения об этом главой местной администрации.

Информация о разрешенном виде использования земли должна предоставляться органами местного самоуправления, государственными структурами, муниципальными организациями бесплатно при выборе участка для строительства.

Согласно ЗК, при проведении аукциона по продаже участков нужно обязательно указывать информацию о виде его разрешенного использования. Разрешенное пользование – это определенная правовая основа для возведения на земельном участке жилых или производственных зданий, проведения осушительных или оросительных работ и т. д.

Между тем владелец или собственник должен производить пользование земельным участком в соответствии с его целевым назначением.

Как определяется разрешенное использование земли?

Важным также является вопрос о том, каким же образом происходит определение вида дозволенного использования участка земли.

Во-первых, правовой режим участка зависит от категории земли в соответствии с зонированием территорий и законодательством.

Во-вторых, если проанализировать нормы ЗК РФ, то можно сделать вывод, что принадлежность земли к той или иной категории зависит от ее целевого назначения.

Правила зонирования территорий

Зонирование территорий должно проводиться для земель населенных пунктов. В Градостроительном кодексе есть понятие градостроительного зонирования. Оно проводится на основании градостроительных регламентов.

В результате такого разграничения определяется не только правовой режим земель, но и основания для создания и эксплуатации сооружений. В то же время градостроительные регламенты не устанавливаются для лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых участков, сельскохозяйственных угодий и т.д.

Градостроительное зонирование происходит не только на землях населенных пунктов, но и на других категориях земель.

Из вышесказанного получается, что вид разрешенного использования земельного участка зависит также и от градостроительного зонирования. Особенно в тех случаях, когда предполагается реконструкция, строительство и эксплуатация объектов и сооружений (другими словами – застройка земель).

Как можно поменять вид пользования?

Как вы понимаете, изменить вид разрешенного пользования нелегко, но все же возможно. Для этого следует подготовить такие документы:

– заявление с просьбой о таком изменении (подается в местную администрацию);

– паспорт заявителя (копия);

– правоустанавливающие документы на участок земли (договор аренды или свидетельство о собственности);

– документы на сооружения, которые находятся на участке (при наличии таковых);

– кадастровый паспорт участка или иные документы на него;

– технические паспорта на здания, которые находятся на участке (если такие есть);

Если вы хотите использовать земельные участки для строительства, то вы должны также подать:

– проект планируемого объекта;

– проект участка от планировочной организации;

– сведения о планируемом объекте (общая площадь, этажность, площадь застройки);

– согласие от владельцев или собственников соседних участков, которые граничат с вашим;

– согласие от других правообладателей этого земельного участка.

Сроки принятия решения

Все эти бумаги можно как подать лично, так и направить через почту. Про сдаче документов вы должны получить расписку. Если пакет документов подает представитель, то при себе у него должна быть доверенность.

Решение про изменение разрешенного использования земельного участка может рассматриваться в администрации до 45 дней. За проведение такого изменения также придется заплатить.

В каждом отдельном случае стоимость будет разной.

https://www.youtube.com/watch?v=Fm81psfSxMM

После истечения срока рассмотрения вашей заявки вам выдадут либо решение главы администрации о разрешении сменить вид допустимого пользования, либо же письменный отказ в этом.

Откажут вам в случае, если вы подали неверные документы, или же если будет установлено, что в результате изменения разрешенного вида пользования планируется нецелевое использование земельного участка. Если вам покажется, что отказ необоснован, вы всегда можете обжаловать постановление в суде.

Если будет принято позитивное решение, то вы должны обратиться в государственный кадастр для внесения изменения в Единый реестр прав на недвижимое имущество.

Документы для Росреестра

Итак, в Росреестр подается:

– свидетельство о регистрации прав на участок;

– межевой план;

– решение главы администрации;

– кадастровый паспорт.

Данная инстанция рассматривает такой пакет документов до 20 дней. В результате всей этой процедуры вы должны получить выписку о земельном участке.

Подводим итог

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что земельные участки могут менять виды разрешенного пользования, но вот категорию земли изменить практически нереально. В целом изменение правого режима земли базируется на таких принципах:

– вид разрешенного пользования может изменяться только в соответствии с градостроительным регламентом. Если же участок не отвечает нормам регламента, то изменить вид его использования можно только после приведения его в соответствие с видами дозволенного пользования, которые указаны в этом регламенте;

– запрещается фактическое изменение вида пользования участком до получения соответствующего решения администрации и внесения данных в Росреестр. При рассмотрении заявлений об изменении вида допустимого использования во внимание в первую очередь берется целевое назначение земельного участка;

– выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено. Такой порядок не предусмотрен ни местными, ни федеральными актами.

Не забывайте также, что помимо непростой процедуры оформления изменения вида пользования участка, вам придется еще и заплатить за такое изменение.

На заметку

Если вы решаете приобрести земельный участок, то первым делом обращайте внимание на категорию и на разрешенное использование земельных участков.

Ведь можно сразу поискать участок с необходимыми для вас видами пользования.

К примеру, если вам нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве о праве на земельный участок будет указано, что он предназначен для садоводства, то заниматься фермерством на таком участке не получится.

Еще сложнее будет, если вы захотите изменить категорию земельных угодий. Ведь для этого потребуется заключение экологической экспертизы, а также масса иных согласований. Более того, в некоторых случаях ЗК и другие нормативные акты содержат запрет на перевод земель из одной категории в другую.

Поэтому если вы решите изменять категорию земли, приготовьтесь к серьезным трудностям.

Поменять вид разрешенного использования земельного участка легче, однако и при таком запросе можно получить отказ, если местная администрация установит, что данное изменение будет противоречить закону или локальным актам.

Источник: http://.ru/article/144161/vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-zemelnyie-uchastki

Вид разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования земельного участка

Земельный кодекс РФ предусматривает, что правовой режим земельного участка определяется исходя из его принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Зонирование территорий производится  в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В свою очередь территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки (далее- ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты.

По общему правилу ПЗЗ должны включать в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются  виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ от 1 сентября 2014 г. N 540).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков вступил в силу с 24 декабря 2014г.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

То есть, после 24 декабря 2014 года вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен только в соответствии с классификатором.

Анализируя классификатор, можно, например, сделать следующие выводы:

  • для такого вида разрешенного использования земельного участка, как «сельскохозяйственное использование», предусмотрено размещение только зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • такие виды разрешенного использования, как «малоэтажная жилая застройка» и «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», дают возможность разместить на таком земельном участке жилой дом, гараж, подсобные сооружения, а также выращивать сельскохозяйственные культуры. При этом земельный участок с таким видом разрешенного использования не предназначен для размещения дома с разделом его на квартиры, а построенный на нем дом должен быть высотой не выше трех надземных этажей;
  • вид разрешенного использования «торговые центры (торгово-развлекательные центры)» предусматривает размещение на таком земельном участке объекта недвижимости свыше 5000 кв. м. с целью размещения организаций предоставляющих услуги банковской и страховой деятельности, услуг общественного питания, развлечения, а также размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
  • для размещения объекта недвижимости, предназначенного для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м. подойдет такой вид разрешенного использования, как «Магазины».

Вообще стоит отметить, что классификатор видов разрешенного использования земельных участков вызывает некоторые вопросы при его применении на практике.

С учетом того, что процесс изменения вида разрешенного использования земельного участка занимает большое количество времени и денежных средств (для регионов, где не приняты правила землепользования и застройки), а от вида разрешенного использования земельного участка зависит размер земельного налога (арендной платы), к выбору вида разрешенного использования земельного участка стоит отнестись достаточно серьезно.

 Почему следует соблюдать вид разрешенного использования земельного участка?

Несоблюдение вида разрешенного использования земельного участка для арендатора такого земельного участка может повлечь расторжение договора аренды земельного участка.

Кроме того статья 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием в виде административного штрафа в размере:

  • если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей и не более ста тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей и не более чем триста тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, и не более семисот тысяч рублей,
  • а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Если на земельном участке производится строительство и такое строительство не предусмотрено видом разрешенного использования земельного участка, то в соответствии со статьей 222 ГК РФ результат строительства будет признан самовольной постройкой.

По общему правилу самовольной постройкой  является жилой дом, другой объект недвижимости:

  • созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей;
  • созданный без получения на это необходимых разрешений;
  • созданный с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Земельный участок будет считаться неотведенным для целей строительства соответствующего объекта недвижимости, если его вид разрешенного использования не предусматривает такого строительства.

Кроме того, не изменив вид разрешенного использования земельного участка, невозможно будет получить разрешение на строительство, а впоследствии разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (статья 51, 55 Градостроительного кодекса РФ).

Законом установлено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Стоит также добавить, что статьей 9.5.

Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

ООО «Дикес Консалтинг» оказывает юридические консультации по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков, а также юридическое сопровождение строительства объектов недвижимости в Москве и Московской области подробнее

Другие статьи по теме:

Особенности изменения вида разрешенного использования в городе Москве и Московской области собственниками земельных участков

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка собственником земельного участка в Москве

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка арендатором земельного участка в Москве

Арендаторы и Собственники земельных участков в Москве смогут оформить рассрочку внесения платы за изменение вида разрешенного использования

Источник: http://dikesco.ru/vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Определение вида разрешенного использования земельного участка

Определение вида разрешенного использования земельного участка

Порядок определения вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, есть ли на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка утвержденные правила землепользования и застройки.

Согласно общим требованиям градостроительного законодательства вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

Правила землепользования и застройки делят территорию муниципального образования, в отношении которого они приняты, на территориальные зоны, для каждой из которой устанавливается свой набор допустимых видов разрешенного использования.

Устанавливаемые правилами землепользования и застройки виды разрешенного использования бывают трех видов:

  • основные виды разрешенного использования – это те виды, которые могут быть установлены для земельного участка его собственником без дополнительных разрешений и согласований каких-либо публичных органов;
  • условно разрешенные виды разрешенного использования – это те формы использования, которые могут быть установлены для земельного участка только после прохождения специальной публичной процедуры и получения отдельного разрешения;
  • вспомогательные виды разрешенного использования – это виды использования, устанавливаемые в дополнение к основным или условно разрешенным, которые, как правило, направлены на «обслуживание» основного вида использования.

Например, в правилах землепользования и застройки для территориальной зоны «Зона индивидуальной жилой застройки» в качестве основного вида разрешенного использования может быть установлено «индивидуальное жилое строительство», условно разрешенного – магазины площадью до 400 кв.м., а вспомогательного – стоянки легковых автомобилей. Это означает, что правообладатель земельного участка может без чьего-либо разрешения использовать участок для строительства индивидуального жилого дома. Для того, чтобы построить на участке магазин до 400 кв.м., правообладатель должен получить разрешение на условно разрешенный вид использования. Одновременно с данными видами использования, правообладатель вправе размещать на участке стоянку для автомобилей, которая обслуживает либо индивидуальный дом, либо магазин, возведенные на участке.

Таким образом, при наличии правил землепользования и застройки, установление и изменение видов разрешенного использования земельного участка осуществляется по прозрачным, четко определенным правилам.

В отсутствие правил землепользование и застройки порядок установления видов разрешенного использования земельных участков является менее прозрачным.

Если на земельном участке имеются ранее построенные капитальные объекты, оформленные в установленном законом порядке, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в зависимости от вида функционального использования капитального объекта.

Если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (2001 год), вид разрешенного использования может определяться в соответствии с ранее принимавшемся решении о предоставлении земельного участка.

Если в отношении территории, на которой находится земельный участок, имеется проект планировки территории, либо в отношении участка был выдан градостроительный план земельного участка, то определение вида разрешенного использования участка осуществляется согласно данным документам.

В остальных случаях определение вида разрешенного использования участка, в том числе при его первичном формировании, осуществляется в соответствии с имеющимися проектами генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки и иных аналогичных проектных документов.

Применительно к городу Москве действуют специальные режимы установления и определения видов разрешенного использования, которые существенно отличаются от общих режимов, действующих для других населенных пунктов.

Своя специфика изменения видов разрешенного использования имеется и для Московской области.

Для целей осуществления кадастрового учета, виды разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденного Минэкономразвития.

В настоящее время виды разрешенного использования, определяемые правилами землепользования и застройки и установленные классификатором, имеют существенные расхождения, в связи с чем на практике могут возникать случаи «несостыковки» данных видов и спорные ситуации, связанные с внесением в кадастр недвижимости сведений о том или ином виде использования участка.

Правовой центр «Два М» оказывает квалифицированную правовую помощь по вопросам, связанным с определением и установлением видов разрешенного использования земельного участка, в том числе:

  • проведение правовой экспертизы градостроительного регламента земельного участка;
  • юридическую оценку правомерности установления участку тех или иных видов разрешенного использования;
  • разработку организационно-правовых механизмов оптимизации земельных платежей через установление либо изменение видов разрешенного использования земельных участков.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: http://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya/opredelenie

Разрешенное использование земельных участков

Перейти к следующей статье

Разрешенное использование земельных участков – неотъемлемая составляющая их правового режима. Установление разрешенного использования земельного участка служит для определения конкретного, устойчивого способа его эксплуатации, соответствующего целевому назначению земель, из состава которых он образован.

Правовой режим земельных участков определяется несколькими факторами:

  • принадлежностью к землям конкретной категории;
  • разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий;
  • разрешенным использованием в соответствии с требованиями законодательства.

Общие принципы и порядок проведения зонирования земель устанавливаются федеральными законами.

Категории земельных участков и разрешенное использование

Иногда виды разрешенного использования земельных участков путают с понятием «категории земель».

Согласно Статье 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) весь земельный фонд в стране по целевому назначению подразделяется на семь категорий и состоит из земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, а также земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Деление земель на категории по целевому назначению является одним из важнейших принципов, на которых основываются акты земельного законодательства.

Вплоть до 90-х годов XX столетия правовой режим земельных участков определялся главным образом их принадлежностью к конкретной категории земель.

Но при переходе от планового хозяйства к рыночной экономике одного деления земель на категории оказалось недостаточно для конкретизации правового режима земельных участков, и возникла необходимость в более «избирательном» юридическом инструменте.

Таковым и оказалась правовая конструкция, называемая «разрешенным использованием земельных участков».

Впервые упоминание о разрешенном использовании земельного участка содержится в одном из Указов Президента Российской Федерации, изданном в 1994 году. А полноценное юридическое закрепление в системе законодательства она получила несколькими годами позже – в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) 1998 года и Земельном кодексе Российской Федерации 2001 года.

Такие параметры земельных участков как категория земель и вид разрешенного использования (равно как и их изменения) вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Основанием для этого является заявление гражданина или юридического лица, либо акт уполномоченного органа, поступивший в орган кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет государственный контроль использования земель и выявляет факты возможных нарушений.

Определение разрешенного использования земельного участка

Определение разрешенного использования земельного участка осуществляется градостроительным зонированием ─ зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. (Градостроительный регламент определяет правовой режим участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны).

Градостроительное зонирование позволяет обеспечить баланс частных и публичных интересов. Этому способствуют такие правовые инструменты как:

  • обязательное соответствие градостроительных регламентов документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • учет результатов публичных слушаний при разработке градостроительных регламентов (в таких слушаниях имеют возможность принять участие все заинтересованные лица – застройщики, специалисты администраций, депутаты, представители некоммерческих организаций, обычные жители);
  • право выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Наряду с градостроительным зонированием традиционно используются и иные способы. Как прямо не указанные в законодательстве в качестве способов определения разрешенного использования земельных участков, но фактически таковыми являющиеся, так и не предусмотренные в законодательстве.

Территориальные пределы использования зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации включают:

  • земли населенных пунктов (полностью);
  • полностью земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и т. д.;
  • не относящиеся к сельскохозяйственным угодьям земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов, относящиеся к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Перечень земель, на которые градостроительные регламенты не распространяются и не устанавливаются, включает:

  • земли лесного фонда;
  • земли, покрытые поверхностными водами;
  • земли запаса;
  • земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
  • сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.

Зоны разрешенного использования земельных участков

Достаточно подробно о разрешенном использовании земельных участков говорится в Градостроительном кодексе Российской Федерации. В частности, в нем определены порядок установления, виды и состав территориальных зон.

Установлено три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной, условный, вспомогательный.

Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляются их правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.

Этот порядок не распространяется на органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия.

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом, действующим в территориальной зоне, в которой он расположен.

Получение разрешения на условно разрешенное использование земельного участка регламентируется Статьей 39 «Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» ГрК РФ.

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным и осуществляются совместно с ними.

О зонировании территорий и градостроительном регламенте говорится также в ЗК РФ. Статья 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» устанавливает территориальные зоны, к которым могут в соответствии с градостроительными регламентами относиться земельные участки в составе земель населенных пунктов:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • инженерные и транспортных инфраструктур;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иные территориальные зоны.

При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В Федеральном законе от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» зонированию отведена целая глава ─ Глава III, которая так и называется ─ «Зонирование территории и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков».

Изменение разрешенного использования земельного участка 

Если необходима смена разрешенного использования земельного участка, актуальным становится вопрос, как поменять разрешенное использование земельного участка. Инициаторами его постановки помимо органов власти и местного самоуправления могут быть физические и юридические лица.

А основанием для таких изменений служить являющиеся следствием установленного разрешенного использования земельного участка неэффективное использование земли, причинение неудобств или вреда правообладателям, снижение стоимости земельных участков и объектов капитального строительства, нарушение прав и законных интересов граждан и их объединений и проч.

При наличии утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ) изменения в них вносятся в предусмотренном этими же правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в ГрК РФ.

Заявитель должен подать в местную (муниципальную) администрацию перечень документов, включающий заявление с просьбой об изменении разрешенного использования, копию удостоверения личности, правоустанавливающие документы на участок (договор аренды или свидетельство о собственности), кадастровый паспорт участка, а если на участке есть здания и сооружения ─ технические паспорта и иные документы на них. Если земельный участок планируется использовать для строительства, понадобятся проект планируемого объекта и сведения о нем (площадь застройки, общая площадь, этажность).

После истечения срока рассмотрения заявки заявитель получает разрешение сменить вид допустимого пользования или письменный отказ. Причиной отказа могут быть наличие нарушений в поданных на рассмотрение документах или, если в результате изменения разрешенного вида пользования, планируется нецелевое использование земельного участка. Отказ можно обжаловать в суде.

В случае положительного решения вопроса изменение разрешенного использования земельного участка необходимо зафиксировать в ГКН, для чего следует обратиться в Росреестр.

Изменить разрешенное использование земельного участка можно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Разрешенное использование земельных участков. Классификатор

В ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков должны определяться в соответствии со специальным документом ─ классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Но возможность в полной мере реализовать это предусмотренное еще в 2010 году положение появилась только после выхода Приказа Министерства экономического развития от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Он был официально опубликован в «Российской газете» 24 сентября 2014 г.

и по истечении 90 дней после этого вступил в силу.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения этого классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (п. 11 Статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приложение к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 содержит классификатор видов разрешенного использования земельных участков, выполненный в виде содержащей три столбца таблицы.

Первый ─ наименование вида разрешенного использования земельного участка. Для некоторых видов приводятся два равнозначных наименования, одно из которых приведено в скобках.

Например, «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», «Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)».

Во втором столбце содержится описание вида разрешенного использования земельного участка. В третьем ─ его код (числовое обозначение). Коды разрешенного использования земельных участков и их текстовые наименования являются равнозначными.

Классификатор содержит широкий перечень разрешенного использования земельных участков. Так, много вариантов имеет разрешенное использование земельных участков сельхозназначения.

Сельскохозяйственное использование включает целые группы разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования с кодами от 1.2-1.6 объединяет осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур. А коды 1.8-1.

11 ─ осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства.

Очень часто статьи начинаются с обращения к истории вопроса. Эту статью историческим экскурсом уместно завершить. Потому что история юридического института разрешенного использования земельных участков только начинается.

Термин «разрешенное использование земельных участков» не применялся ни в законодательстве Российской Империи до 1917 года, ни в системе советского земельного законодательства.

Сегодня структурирование земельного фонда основывается не на составе правообладателей, а на особенностях правового режима земель, важнейшей составляющей которого является разрешенное использование земельных участков. А это должно способствовать экономически эффективному и в то же время бережному использованию важнейшего природного ресурса, каким является земля.

15 января 2015 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: http://zakadom.ru/razreshennoe_ispolzovanie_zemelnyh_uchastkov

Условно разрешенный вид использования земельного участка (ВРИ) – в 2018 году, порядок, получения, регламент

Для граждан, которые выбирают себе земельный участок или же тех, кто планирует вносить изменения в тип применения земли, важно быть осведомленным в том, что такое условно разрешенный вид использования земельного участка. Этот правовой термин определяет цели, которые владелец может реализовать с помощью своей недвижимости.

В предыдущие годы ВИР указывался в свидетельстве, которое выдавалось в органах регистрации. Сегодня же такие данные можно найти только в ЕГРН. Для установления этого параметра нужно определить целевое назначение территории.

Что нужно знать

Законодательство говорит о том, что землю можно использовать только по предназначению. Например, если земля нужна для ведения фермерского хозяйства, а в документах указано, что участок предназначен только для коммерческого строения, то ферму там разместить не получится.

Главным градостроительным документом является генеральный план. Это документация, в которой указывается план по развитию территорий городских или других селений.

В нем указываются:

  • главные ветви развития территории (учитывая климатические особенности и экономическую ситуацию в регионе);
  • обозначаются функции каждой из зон, их назначение и запреты на использование в определенных целях;
  • описываются меры, которые нужно предпринять для защиты населения города или поселка;
  • обозначаются границы поселения.

Каждый муниципалитет должен принять Правила землепользования и застройки. Это нормативный акт, при принятии которого местные власти должны руководствоваться ГК РФ, ЗК РФ и другими статьями федерального законодательства.

Вся территория города или другого поселения должна быть поделена на несколько зон.

Это могут быть зоны разнообразных предназначений, а именно:

  • жилые;
  • производственные;
  • инфраструктурные;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственные;
  • зоны специального назначения и пр.

Это значит, что земли в подобных зонах могут быть использованы только по прямому предназначению (например, в жилой зоне можно строить дома, но нельзя – промышленные комплексы).

Нормы закона

Все основные правила использования земли установлены в таком нормативном акте, как Градостроительный кодекс, а именно в статье 37.

Это следующие направления:

  • использование в сельскохозяйственном назначении (существует 18 направлений, в том числе животноводство, садоводство и пр.);
  • возведение жилых домов (7 направлений, среди которых: индивидуальнее строительство, застройка жилыми комплексами, обслуживание застроек и пр.);
  • возведение объектов капстроительства для общественного пользования (больницы, школы, коммунальные предприятия);
  • для ведения предпринимательской деятельности;
  • для отдыха;
  • выделение участков для добычи полезных ископаемых и промышленной деятельности;
  • возведение транспортных путей;
  • для обеспечения обороны и пр.

В Классификаторе для каждого названия присвоен специальный числовой код, который является равнозначным с текстовым наименованием.

Градостроительный регламент

Правовой режим для участка земли определяется в соответствии с тем, как его фактически используют. Это же касается и возведенных на этой территории объектов.

Установленный в градостроительном регламенте правовой режим распространяется на определенную территориальную зону со всеми возведенными на ней объектами. Не распространяется действие этого документа на те участки, где расположены памятники или ассамблеи, которые являются культурным наследием.

Какие бывают ВРИ

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ВРИ могут быть следующих типов:

  • основные виды;
  • условно разрешенные виды;
  • вспомогательные виды (могут быть использованы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам).

Для каждой территориальной зоны обязательным условием является установление ВРИ. В другом случае составление градостроительного регламента становится невозможным.

Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка

Для обозначения перечня условно разрешенных ВИР следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки. Определение таких видов происходит в градостроительном регламенте.

Если объект недвижимости является основным видом разрешенного строительства, то для его застройки не потребуется оформление дополнительных документов и разрешений.

Совсем другое дело обстоит с условно разрешенными видами, для предоставления которых потребуются дополнительные согласования с соответствующими органами.

Чтобы осуществить получение условно разрешенного вида использования земельного участка, следует предпринять такие шаги:

  1. Владелец земельного участка, который заинтересован в разрешении на условно разрешенный вид использования, должен направить соответствующее заявление в орган местного управления.
  2. Местная администрация должна провести общественные слушания и по его итогам подготовить заключение.
  3. Заключение становится основанием для написания рекомендаций на предоставление условно разрешенного вида использования или же для отказа, в котором объясняются причины подобного решения.
  4. В том случае, когда решение будет положительным, все изменения вносятся в кадастр недвижимости, и выдается кадастровый номер.

К примерам условно разрешенных ВИР относят бассейны, спортзалы, больницы, офисы и пр.

Назначение

Любая недвижимость должна иметь за собой закрепленный список условно разрешенных ВИР. Нужно это для того чтобы понимать в каких видах деятельности ее можно использовать.

Такой тип использования надела может запрещать или разрешать некоторые виды эксплуатации или возведения определенных типов зданий.

Кроме того, на застройщика влияют и градостроительные регламенты, которые приняло местное самоуправление.

Если территория расположена неподалеку от населенного пункта, то ее принято называть функциональной зоной. Генеральный план поселения определяет для таких участков определенный список сооружений, которые можно там возводить.

К самым распространенным ограничениям относят:

  • в границах поселений можно возводить только функциональные здания;
  • в одной конкретной зоне должны быть возведены разные по своим функциональным назначениям сооружения;
  • в обозначенной зоне должны быть сформированы возможности для ее развития.

Создание функциональных зон преследует цель формирования под населенным пунктом территорий, которые бы обеспечивали потребности и интересы жителей поселения.

Как получить

Если владелец земли считает, что основной ВРИ не позволяет ему использовать свою собственность эффективно, может обратиться за получением условно разрешенного вида использования.

Процедура получения ВРИ такого типа регламентируется Градостроительным кодексом и заключается в следующем:

  • Владелец земли должен написать заявление на смену ВРИ на условно разрешенный тип. Документ нужно направить в специальную комиссию при местной администрации. Сотрудники учреждения должны рассмотреть заявление и провести публичные слушанья. Во время проведения подобного мероприятия все заинтересованные лица могут высказать свое мнение насчет данного вопроса и внести другие предложения. По результатам слушаний составляется заключение.
  • На основании заключения орган местного самоуправления может разрешить смену ВРИ или отказать в прошении. Рекомендации должен подписать голова администрации. Отказ обязательно должен быть аргументированным.
  • Глава администрации принимает решение, на основании которого заявителю разрешается сменить ВИР на условно разрешенный или же ему поступает отказ.
  • Органы местной власти имеют право на смену ВРИ, но они не обязаны предоставлять такое право каждому заявителю. Если все же было принято положительное решение по вопросу, то решение направляется в органы государственной регистрации для внесения изменений в реестры.

После завершения этой процедуры собственник земли получает право использовать ее в нужном ему направлении, но только в том, на которое он получил разрешение.

Процедура смены ВРИ на условно разрешенный довольно длительная и зависит от многих факторов. Чаще всего срок оформления всех разрешений и документов составляет около 6 месяцев после подачи заявления.

Источник: https://1kvartirka.ru/uslovno-razreshennyj-vid-ispolzovanija-zemelnogo-uchastka/

Право Граждан
Добавить комментарий