Права ребенка в семье и особенности их реализации

Содержание
  1. Права ребенка в семье. Защита прав ребенка в семье :: SYL.ru
  2. Общие положения о правах ребенка и об их защите
  3. Право жить и воспитываться в семье
  4. Право на общение с родственниками
  5. Право на получение фамилии, имени, отчества
  6. Право на выражение собственного мнения
  7. Право на собственные доходы и средства существования
  8. Право на защиту
  9. Административная ответственность за нарушение прав ребенка
  10. Уголовная ответственность за нарушение прав детей
  11. Иные права детей
  12. Права ребенка в Украине
  13. Особенности международного права
  14. Правовая защита в Украине
  15. Общие положения
  16. В семье
  17. Трудовая деятельность
  18. Имущественные отношения
  19. Другие права
  20. Это может пригодиться
  21. Права детей в семье
  22. Право жить и воспитываться в семье
  23. Право на общение с родителями и другими родственниками
  24. Право ребенка на защиту
  25. Право выражать свое мнение
  26. Право на имя
  27. Имущественные права ребенка
  28. Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения. – презентация

Права ребенка в семье. Защита прав ребенка в семье :: SYL.ru

Права ребенка в семье и особенности их реализации

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство – важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН “О правах ребенка”, Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному источнику права, органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку.

При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье.

При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками.

В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере.

А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п.

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия – согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).

Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.

Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя – на любое возможное.

Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

  • смены имени/фамилии;
  • восстановления родительских прав;
  • усыновления (удочерения);
  • изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;
  • записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;
  • назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООНдается ребенку независимо от еговозраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам,касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования.

Необходимые средства для существования – это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно.

Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях.

По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица.

Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно.

Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество – нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию.

В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц.

Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми).

Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд.

Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав.

Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга.

Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Иные права детей

Таким образом, СК РФ – это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу.

Но помимо основных полномочий ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства.

А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка.

Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными.

Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором.

Современная семья и права ребенка – неразрывно связанные понятия, так как именно семья – это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны.

Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей.

Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних – тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Источник: https://www.syl.ru/article/170702/new_prava-rebenka-v-seme-zaschita-prav-rebenka-v-seme

Права ребенка в Украине

Права ребенка в Украине

Права детей в Украине гарантируется законом

Проявление заботы о подрастающем поколении — фундамент успешного развития в социуме. Львиная доля обязанностей, ответственность за развитие, воспитание, обучение возложена не только на мам и пап. Государство обязуется защищать родительские права и права детей. С самого рождения малыш уже гражданин Украины.

Подрастая, он с младых лет должен знать свои права и обязанности. Их реализация всецело зависит от факта физической и умственной незрелости, поэтому требуется специфическая правовая охрана и защита прав детей, их интересов со стороны государства. Этот вопрос всегда актуален и важен. Права несовершеннолетних детей охраняются законами и Конституцией.

Какие же права и обязанности ребенка предусмотрены в Украине?

Особенности международного права

Основополагающим документом, который призван регулировать права несовершеннолетних детей, права матери и отца на международном уровне, является Конвенция о правах детей, подписанная 20 ноября 1989 года.

В Украине правовыми рычагами по вопросам защиты и охраны детей являются Конституция Украины, Семейный и Гражданский Кодекс, а также Закон Украины «Об охране детства».

Согласно понятию, прописанному в международном и украинском законодательстве, детьми являются лица, не достигшие совершеннолетия (18 лет). Малолетними считаются те, которым не исполнилось 14 лет.

Регламент международной защиты и охраны прав детей представлен в Международной Декларации, принятой в ООН в 1959 году. Суть состоит в призыве к обществу, родителям, благотворительным организациям, представителям власти в стране. Он заключается в признании прав детей и соблюдении их путем законодательных или иных мер.

Декларация, принятая Ассамблеей ООН в 1989 году, содержит 54 статьи, объеденных в несколько основных групп. Каждая группа содержит вопросы, рассматриваемые по признаку общности.

В Декларации обозначены десять главных принципов, в которых освещаются обязанности взрослых перед детьми. Если говорить коротко, то в них заключено основное правило: все лучшее, что есть в мире, принадлежит детям и не может быть отнято по чьей-либо прихоти.

Принципы следующие:

  1. За каждым ребёнком, независимо от того, в какой стране он родился, остается право на собственное достоинство, нравственное, духовное и физическое развитие.
  2. Все несовершеннолетние дети равны в своих правах, они не могут быть отменены, унижены или ущемлены.
  3. Дети – полноправные граждане своих стран, которым государством предоставляется гражданство, а родителями – имя.
  4. Четвертый принцип включает развитие, социальный уход и медицинскую поддержку.
  5. Дети с физическими или психическими отклонениями должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.
  6. Родители и государство, чьими гражданами они являются, должны обеспечить заботу о детях.
  7. Седьмой принцип предусматривает предоставление бесплатного обучения. Государство должно обеспечить оптимальные условия для обучения, привить принципы ответственности и полезности обществу.
  8. Права ребенка позиционируются как первостепенные в вопросах получения какой-либо помощи.
  9. Недопустима любая эксплуатация и жестокое обращение, привлечение к работам, приносящим вред развитию и здоровью.
  10. Право на мирную жизнь, в которой именно взрослые должны обучить взаимопониманию и уважению к другим людям независимо от расы, вероисповедания и национальности. Категорически запрещено взращивать расовую или социальную ненависть, ведь люди во всем мире равны.

Протекция прав детей в масштабах международного социума крайне важна. Проблема нарушения прав, свобод людей как никогда актуальна. Особенно это касается вопросов малолетних и несовершеннолетних граждан. Подписание международных договоров является важным фактором благополучия, справедливости, развития и совершенствования международного права, регулирования отношений между странами.

Дети имеют право на полноценную жизнь

Правовая защита в Украине

Актуальные права и обязанности родителей и детей изложены в ряде централизованных нормативных документов.

В Украине семейные правоотношения классифицируются на 3 группы:

  • по содержанию;
  • по субъектному составу;
  • по характеру защиты субъектных прав.

Семейные правоотношения делятся также на несколько подгрупп, например, между супругами, родителями, опекунами и попечителями и т.д. Чтобы глубже изучить обязательства, права родителей и их детей, необходимо рассматривать их в нескольких важных аспектах жизнедеятельности.

Общие положения

Нет большего преступления с точки зрения морально-этических норм в социуме, чем нарушение прав ребенка.

Основные права несовершеннолетних детей в Украине:

  • на жизнь, здравоохранение, бесплатную медицинскую помощь;
  • на безопасные условия жизни и развития;
  • на получение гражданства и имени;
  • на достаточный уровень жизни для обеспечения интеллектуально-физического, морального и культурного развития;
  • права ребенка на личное мнение, свободу совести и выбор религии;
  • на получение информационных данных соответственно возрасту;
  • образование;
  • имущество и жилье;
  • занятия трудовой и предпринимательской деятельностью;
  • неприкосновенность.

Государством гарантированы оптимальные условия для охраны здоровья, физического, духовно-интеллектуального развития, психологической адаптации малышей, которые в будущем смогут стать достойными членами высокоразвитого общества.

В семье

Одними из основополагающих являются права и обязанности ребенка в семье.

В данном аспекте можно выделить следующие права:

  • Статьей 150 Семейного Кодекса Украины предусматриваются права и обязанности мамы и папы по воспитанию и развитию детей. Они получают право на уважение и заботу со стороны родителей о здоровье, физическом, интеллектуально-моральном развитии, на обучение, комплексную подготовку к самостоятельной жизни.

Нарушение прав ребенка путем психологического давления

  • Право общения с родителями (ст. 153 СКУ). В специфических ситуациях, указанных в законодательстве, общение может ограничиваться. Похожие положения изложены в ст. 15, 16 Закона «Об охране детства», где сказано, что несовершеннолетний, проживающий отдельно, получает право на поддержание отношений и прямых контактов с родителями. Он также может получать информацию о биологических родителях, если таковых не было у него с рождения, но только в том случае, если она не нанесет вред его психическому или физическому здоровью.
  • По достижении 14 лет дети имеют право самостоятельно обращаться в суд с иском на предмет лишения родителей родительских прав. Такие ситуации случаются, если родительские права и обязанности исполняются ненадлежащим образом, наносят вред или противоречат законодательству.
  • Одним из прав в 16 лет является возможность по своему желанию изменить имя. Лицо в возрасте с 14 до 16 лет может сменить имя, но только с согласия родителей. Статьей 23 СКУ дано право лицу, достигшему 16-летия, вступать в законный брак. Такое решение может вынести суд, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что это полностью отвечает его интересам.
  • Семейным Кодексом Украины предусмотрено право детей быть выслушанными родителями, а также должностными лицами по всем вопросам, что касаются семьи или его лично. В статье 171 СКУ сказано, что они имеют право на высказывание своего собственного мнения по всем вопросам, касающимся его воспитания, образования, места проживания, независимо от возраста.

Трудовая деятельность

Часто дети рано изъявляют желание работать и получать собственный доход. Такое желание не противоречит законодательству.

Необходимо знать, что трудовая деятельность несовершеннолетних регулируется нормами закона и Кодексом законов о труде:

  • Согласно КЗоТ Украины дети могут приниматься на работу, но лишь по достижении 16-летия. Иногда решение о приеме на работу может приниматься и для 15-летнего, но лишь с согласия его родителей.
  • Привлечение к работам во вредных или опасных условиях, сверхурочно, в праздничные, выходные дни – нарушение прав ребенка. Предусмотрен сокращенный рабочий день, но с сохранением зарплаты, как за полный рабочий день. Право на труд регулируется статьями 192, 194, 15 КЗоТ Украины.
  • Установлено ограничение на увольнение, только с изъявления желания работника или по заключению службы по делам детей (ст.198 КЗоТ Украины).

Лицо, достигшее 16 лет, может зарегистрироваться в качестве физического лица-предпринимателя (ФЛП), но только с согласия родителей. Для этого необходима полная дееспособность.

Решение о предоставлении полной гражданской дееспособности выносится органом опеки и попечительства. Если данное разрешение в органе опеки получить не удалось, тогда можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Данное право регулируется Законом «Об охране детства», а также частью 3 статьи 35 Гражданского Кодекса Украины.

Имущественные отношения

Законодательство гласит о том, что семейные правоотношения включают в себя и имущественные вопросы. В данной сфере права и обязанности супругов-родителей и детей также регулируются Семейным Кодексом Украины.

Статьями 174 и 175 СКУ закреплено, что все имущество, приобретенное родителями для жизнеобеспечения, физического, духовного развития и образования, а именно игрушки, книги, обувь и одежда, компьютер и многое другое, является собственностью детей.

Если несовершеннолетний принимал участие вместе с мамой и папой в выполнении работ за какое-либо вознаграждение, то оно будет принадлежать на праве общей совместной собственности всей семье. Если же на эти средства было приобретено какое-то имущество, то оно также будет принадлежать детям и родителям.

Если же родители управляли каким-либо имуществом, принадлежащим малолетнему, то после достижения им совершеннолетия они обязаны вернуть ему имущество или доход, который был получен.

На родителей возлагается обязанность по содержанию детей до их совершеннолетия, это установлено ст.180 СКУ.

Но они имеют право на содержание и после 18-летия, если:

  • подтвержден факт нетрудоспособности или нуждаются в материальной помощи, но при условии, что мать и отец имеют возможность ее предоставить;
  • обучаются в ВУЗе на дневной форме, но не более чем до 23-летнего возраста.

Если происходит выплата алиментов одним из родителей, дети могут участвовать в целевом распределении средств. Несмотря на права матери при разводе, известны ситуации, когда несовершеннолетние получали право получать алименты самостоятельно.

Получение несовершеннолетними детьми алиментов по закону тоже допустимо

Другие права

В Украине существуют также другие права и обязанности детей:

  • Малыши до 6 лет получают право бесплатного проезда без предоставления отдельного места. Детям до 14 лет такая услуга предоставляется по льготной стоимости.
  • В соответствии со ст. 35 ГКУ, в отдельных ситуациях несовершеннолетние получают право полной гражданской дееспособности. Перечень таких ситуаций подробно описан в статье. Если же условие, при котором лицо приобрело полную дееспособность со временем и до достижения 18 лет перестало существовать (к примеру, брак расторгнут), то она все равно сохраняется.
  • Согласно статьям 31 и 32 ГКУ, лицо не достигшее 14 лет, может заниматься заключением мелких бытовых сделок. Также дети от 14 до 18 лет могут по своему усмотрению распоряжаться заработанными средствами, стипендиальными выплатами, осуществлением прав на результат интеллектуальной деятельности, которая охраняется законодательством, совершать другие сделки, но с согласия родителей.

Часто возникает следующий вопрос: могут ли дети являться участниками юридического лица? Да, могут, но если это не противоречит законодательству и не запрещено учредительным договором.

С рождением малыша статус мужа и жены меняется на почетное звание «родители». Правоотношения родителей и детей заключаются не только в проявлении любви и заботы. Родителям стоит помнить, что с момента рождения и до его совершеннолетия они остаются выразителями и защитниками его интересов.

Это может пригодиться

Источник: https://semyaipravo.com/semejnoe-pravo/prava-detey.html

Права детей в семье

Права детей в семье

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г.

Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. К основным правам ребенка СК РФ относит:

Право жить и воспитываться в семье

Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).

Это право является одним из важнейших прав ребенка, поскольку воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для его физического и нравственного становления. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей.

Именно родители прежде всего помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие.

В соответствии со статьей 38 Конституции РФ «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями.

Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него (См. 4 настоящей главы).

Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ).

При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК РФ).

Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей.

Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них (или с обоими). Дети и родители имеют право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну с целью воссоединения или поддержания личных отношений между собой.

Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу.

При устройстве таких детей СК РФ исходит из приоритета семейного воспитания детей (ст. 1 СК РФ). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК РФ).

О формах семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, см. гл. 9.

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).

Для полноценного развития ребенка очень важна его постоянная связь с близкими родственниками, к которым относятся не только его родители, но и дедушки и бабушки (со стороны как матери, так и отца), родные братья и сестры. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное их проживание не влияет на это право ребенка. Если родители проживают раздельно, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случаях их проживания в разных государствах (ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право ребенка, а также дедушки, бабушки и других близких родственников на взаимное общение охраняется законом. При отказе родителей или одного из них видеться с ребенком кому-либо из близких родственников последние вправе обратиться за защитой этого права в орган опеки и попечительства, а при невыполнении принятого этими органами решения – в суд (ст. 67 СК РФ).

Право на общение со своими родителями и другими родственниками имеет также ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.). Осуществляется это право в порядке, определенном законом, т.е.

в соответствии с теми законами, которые устанавливают порядок деятельности соответствующих учреждений.

Так, Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность и устанавливает порядок свиданий осужденных несовершеннолетних со своими родителями и с другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой).

Право ребенка на защиту

Право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Закон гласит: «Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями».

Это означает, что самые близкие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, предпринимая для этого все необходимые законные меры. Родители в силу закона (ст.

64 СК РФ) являются законными представителями своих детей и вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось четырнадцать лет.

Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.

), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.

Право выражать свое мнение

Право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).

Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться. Ребенок вправе свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания (непосредственно, через законного представителя или соответствующий орган).

В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, придается правовое значение.

Речь идет об изменении его имени и фамилии, о восстановлении родителей, лишенных родительских прав, в этих правах, об усыновлении ребенка, изменении имени, отчества и фамилии ребенка при его усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка, об изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления, а также о передаче ребенка в приемную семью. Во всех этих случаях затрагиваются важнейшие права и интересы ребенка, и перечисленные юридические действия не могут быть совершены, если ребенок против этого возражает.

Право на имя

Право на имя (ст. 58 СК РФ).

Это право ребенок приобретает с момента своего рождения. Имя включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (ст. 19 ГК РФ).

Порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии определен в СК РФ. В статье 58 СК РФ установлено, что имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если они носят разные фамилии – по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) разрешаются органами опеки и попечительства.

Сведения об имени, отчестве и фамилии заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается родителям на руки) при государственной регистрации рождения ребенка в органах загса.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество – по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия – по фамилии матери.

Имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены до достижения ребенком четырнадцати лет по совместной просьбе родителей органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения и другими причинами. После достижения ребенком десяти лет на это необходимо его согласие.

При раздельном проживании родителей (независимо от причин такого проживания) тот из них, с которым ребенок постоянно проживает, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку).

Вопрос решается органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и обязательно с его согласия, если он достиг десяти лет. Мнение другого родителя выявляется и обязательно учитывается, но не является решающим для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку.

Изменение фамилии ребенку производится исключительно в его интересах. Например, отец возражает против изменения фамилии, а ребенок, носящий его фамилию, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака, и всё они носят другую фамилию.

Такая ситуация, безусловно, отражается на интересах ребенка, которому нередко приходится отвечать (в школе, во дворе и т.п.) на нежелательные для него вопросы, связанные с разными фамилиями членов его семьи.

Имущественные права ребенка

Имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ).

Эти права включают в себя: право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.); право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными в интересах детей законом).

Удовлетворение материальных потребностей детей, проживающих вместе с родителями, производится, как правило, в рамках семейного бюджета. Речь идет об удовлетворении всех обоснованных и необходимых нужд ребенка (в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в развитии и обучении (игрушки, книги и т.п.), в лечении, реабилитации и т.д.

Несовершеннолетние дети могут иметь свое имущество, полученное по наследству, в виде подарков или на каком-либо другом законном основании (например, вещи, приобретенные на свой заработок). Это имущество является личной собственностью детей и не входит в состав имущества родителей.

Однако родители как законные представители своих детей управляют этим имуществом до достижения ребенком совершеннолетия.

СК РФ не содержит конкретных положений о том, как должно осуществляться это управление, но исходя из общих положений об осуществлении родительских прав оно должно осуществляться в интересах ребенка с учетом характера данного имущества. Способы распоряжения имуществом несовершеннолетних урегулированы в ГК РФ.

В соответствии со ст. 60 СК РФ и ст. 37 ГК РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (продажа, обмен, сдача в наем и др.) допускаются только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Родители не имеют никакого права на имущество детей, а последние – на имущество родителей, кроме права на содержание и права наследования. При этом не исключается возможность владения и пользования имуществом друг друга, которое осуществляется по взаимному согласию родителей и детей. Эти отношения в семье обычно основываются на доверии и сообразуются со сложившимся укладом семейной жизни.

Не исключены также случаи, когда в совместной собственности родителей и детей окажется то или иное имущество (например, им совместно в порядке наследования перешел жилой дом или дача). Порядок владения, пользования и распоряжения этим общим имуществом определяется нормами ГК РФ о совместной собственности (ст. 244 – 255).

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=45442

Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения. – презентация

1 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ<\p>

2 Система нормативного обеспечения прав детей представлена в документах международного права, нормативно – правовых актах на федеральном и региональном уровнях. Ст. 19 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (…) со стороны родителей…». Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут (…) унижающим его достоинство видам обращения и наказания».<\p>

3 Задачи педагогов дошкольного учреждения : формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний; развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию; предоставлять каждому ребёнку возможность почувствовать свою значимость и компетентность.; вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.<\p>

4 Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах. Младший дошкольный возраст. Конвенция о правах ребёнка, принятая ЮНЕСКО в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полного развития личности ребёнка в каждом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно раньше познакомить детей с конвенцией. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, нужно защищать их. А это задача взрослых. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребёнка в раннем возрасте.<\p>

5 Старший дошкольный возраст. Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления. Вся современная система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым.<\p>

6 Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. ” Проблемные ” родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Пренебрежение проявляется в недостатке уважения, внимания, ласки, тепла со стороны, родителей. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.<\p>

7 Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска : неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; “трудный” ребенок. В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.<\p>

8 Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.<\p>

9 Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения : 1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. 2. На жалобы по поводу поведения сына: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. 3. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.<\p>

10 Что может предпринять педагог : Постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.<\p>

11 В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам : 1. Ваше предположение подтверждается (не подтверждается); 2. Решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.<\p>

12 Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.<\p>

13 В чем же причина нарушения прав ребенка ? В неудовлетворительном использовании правовой базы. Дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка. Родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.<\p>

14 Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей : игровой, художественно-игровой, драматизаций, трудовой деятельности.<\p>

15 Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково – экспериментальную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.<\p>

16 При обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы : использование сюжетов хорошо известных сказок ; решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя.<\p>

17 Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. – Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. – Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. – Большую часть времени следует уделять практике : сюжетно – ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.<\p>

18 В своей работе должно учитываться право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитывая сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.<\p>

19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/989383/

Право Граждан
Добавить комментарий