Комитет по защите прав ребенка – его функции и задачи

Содержание
  1. Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей :
  2. Первые отношения
  3. Права ребенка
  4. Основные положения
  5. Родители и иные граждане
  6. Уголовная ответственность
  7. Работа прокуратуры
  8. Деятельность ОВД
  9. КДН
  10. Органы попечительства и опеки
  11. Современные реалии
  12. Приоритетные направления
  13. Статья 56 СК
  14. Международная защита прав детей
  15. проблема
  16. В заключение
  17. Деятельность комитета по защите прав ребенка. Чем занимается комитет по защите прав ребенка?
  18. Комитет по защите прав ребенка, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав
  19. Создание комитета и его функции
  20. Деятельность комитета в России
  21. Как обратиться в Комитет со своей проблемой
  22. В каких случаях и как обращаются к омбудсменам
  23. Какие функции выполняет уполномоченный по правам ребенка?
  24. Права детей — Серия «Права человека: изложение фактов»
  25. Комитет по правам ребенка
  26. Процедура работы

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей :

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья – это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей.

Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки.

Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами.

Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним.

Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении.

Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей.

В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних.

Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

КДН

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия.

Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом.

Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов.

В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций.

Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами.

Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции.

В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд.

Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки.

Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами.

Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады.

В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными.

Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из “пассивного” объекта в активный субъект защиты.

проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия.

Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней.

Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше.

Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений.

Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zashhita-prav-detej.html

Деятельность комитета по защите прав ребенка. Чем занимается комитет по защите прав ребенка?

Права ребенка защищают многие организации, в том числе специальные комитеты, а также органы опеки, социальные службы. В каких случаях обращение в комитет по защите прав ребенка — это дело обязательное, и может ли родитель напрямую обратиться в эту инстанцию?

Сфера деятельности комитета

Где находится комитет по защите прав ребенка, как обратиться туда, и что для этого необходимо — вопросов, касающихся данной организации существует немало. Начать стоит с небольшого рассказа о ней.

После того, как в 1959 году была принята Декларация о правах ребенка, возникла необходимость создания специального комитета, который будет следить за соблюдением правил вышеназванного документа.

Такой комитет состоит из 18-ти независимых экспертов и заседает примерно 3-4 раза в год, обсуждая самые актуальные проблемы, связанные с детскими вопросами в мире.

Центральный комитет при ООН призвал правительство всех стран, подписавших Декларацию, создать на территории своей страны аналогичные комитеты. В России Комитет по защите прав ребенка был организован еще в середине 90-х. Чем же он занимается? На самом деле, сфера деятельности такой организации невероятно широка.

Во-первых, комитет следит за соблюдением прав ребенка в семье и школе. Если несовершеннолетний подвергается насилию со стороны взрослых или оскорблениям, уничижающим его моральный облик, представитель ребенка обязан обратиться в специальный комитет. Сам несовершеннолетний также может обратиться в комитет через социальных работников, если его права ущемляются.

Во-вторых, комитет следит за тем, чтобы юридические и гражданские права ребенка соблюдались полностью. Так, современные дети имеют право на образование, на достойные условия жизни, на наследование собственности и денежных средств.

При несоблюдении этих прав, уполномоченный опекун должен также обратиться в комитет или в нижестоящие социальные инстанции.

В том случае, если нарушаются права ребенка на получение бесплатной медицинской помощи или бесплатного образования, также необходимо писать заявление в комитет.

В число обязанностей данной организации входит и просвещение родителей, а также педагогов касательно прав современного ребенка.

Россия подписывала декларацию о правах ребенка, а значит, указанные на ее страницах нормы являются законом, не соблюдение которого приводит к уголовному и административному преследованию. В данной конвенции отмечается, что ребенок обладает абсолютной свободой в деле выражения своих взглядов и своего мнения.

Никто не имеет права принуждать ребенка к соблюдению определенных религиозных или политических взглядов, так как это карается по закону. Также конвенция защищает детей от трудовой эксплуатации, от сексуального насилия, от похищения и участия в военных конфликтах.

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями, если они не были лишены соответствующих прав на свое чадо. В данном документе отмечается, что ребенка, которому не исполнилось 18 лет не имеют право призывать на военную службу.

Данный комитет также отвечает за совершенствование существующего российского законодательства.

До июля 2016 года уполномоченным по правам ребенка считался Павел Астахов, и именно от него исходили разнообразные законодательные инициативы, касающиеся соблюдения прав детей.

Именно уполномоченный по правам ребенка считается главой соответствующего комитета, и именно на него ложится ответственность в том случае, если полученная жалоба о нарушении прав детей не будет рассмотрена.

Как обратиться с комитет по защите прав ребенка?

Комитет защиты прав несовершеннолетних детей активно работает еще с 90-х годов, и каждый, кто столкнулся с неправомерными действиями по отношению к ребенку, имеет возможность в него обратиться. Однако специалисты перед началом разбирательства советуют разобраться в ситуации самостоятельно.

Зачастую конфликты возникают из-за недопонимания со стороны родителей и преподавателей. Так, например, многие родители жалуются на жестокость и рукоприкладство со стороны учителей. Столкнувшись с такой проблемой, необходимо сначала обратиться к директору, и если преподаватель не будет привлечен к ответственности, в суд или в комитет по правам детей.

Если учителя прививают детям привычки и навыки, которые не соответствуют взглядам родителей, с ситуацией также нужно сначала разобраться самостоятельно. Так, многие современные школы являются интернациональными, и в классах порой учатся детишки из самых разных стран.

Именно поэтому уроки религиоведения или принудительное участие в патриотических мероприятиях может вызвать недоумение среди родителей. В данном случае, необходимо обратиться к директору школы с жалобой, а уже потом устраивать разбирательства в комитете по правам детей.

В том случае, если права ребенка уязвляются не по вине школьных сотрудников, а из-за деятельности родителей, обратиться в комитет могут педагоги или другие родственники несовершеннолетнего.

Зачастую вредные привычки родителей, рукоприкладство и насилие с их стороны крайне негативно влияют на моральный облик ребенка. На этом фоне у него развивается агрессия, депрессия, низкая успеваемость.

В таких ситуациях необходимо обращаться либо в органы опеки, либо напрямую в комитет по правам ребенка.

Данная инстанция обязана разбираться не только с теми жалобами, что поступают с территории Российской Федерации, но и с теми, что приходят из других стран, но лишь в том случае, если ущемляются права ребенка с русским гражданством.

В течение последних пяти лет в прессу неоднократно просачивались известия о том, что за рубежом из-за жестокого обращения погиб ребенок, взятый из русского детского дома. Такие случаи не редки, и если права несовершеннолетнего действительно уязвляются, нужно немедленно обращаться в соответствующие инстанции.

Если же малыш вместе с родителями получил другое гражданство, придется писать заявление в филиал международного комитета по защите прав ребенка, расположенный в стране проживания.

Как же обратиться к сотрудникам данного комитета? Для начала человеку необходимо отыскать адрес соответствующей инстанции в своем городе. Это можно сделать при помощи официального сайта уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

В каждом регионе есть свой уполномоченный, и на его имя необходимо писать само заявление. По указанному адресу можно взять специальный бланк, на котором придется изложить все подробности возникшей спорной ситуации.

В том случае, если заявление составляется не родителями ребенка, стоит указать причину, по которой официальные опекуны не обратились к комитету напрямую.

После того, как заявление будет подписано и отдано сотрудникам комитета, остается лишь подождать несколько дней. На особо вопиющие жалобы специалисты реагируют очень быстро, приступая к дальнейшему разбирательству, которое зачастую включает в себя и судебные трения.

Существует и иной способ обратиться в комитет по защите прав ребенка — через социальные службы. Для этого необходимо обратиться к социальным работникам, ответственным за соблюдение прав ребенка.

Объяснив им всю ситуацию, родители или опекуны имеют право потребовать составить заявление в специальную комиссию.

Данный путь оказывается намного проще, поскольку социальные работники могут помочь в деле разрешения простых конфликтов, не доводя их до вышестоящих инстанций.

Если же причина обращения в комиссию оказывается действительно серьезной, такие работники помогут составить правильное заявление. В том случае, если заявление о нарушении прав ребенка по каким-то причинам не рассматривается уполномоченными органами, можно обратиться в центральное отделение в Москве или напрямую к президенту РФ.

В России очень строго следят за соблюдением прав ребенка, и в случае, если указанные конституционные нормы были нарушены, родители имеют шанс обратиться в специальный комитет. Местные сотрудники работают обычно очень быстро, прекрасно понимая, что на кону стоит не только морально-нравственное состояние ребенка, но и его физическое здоровье, а также счастливое будущее.

   

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/deyatelnost-komiteta-po-zashhite-prav-rebenka-chem-zanimaetsya-komitet-po-zashhite-prav-rebenka/

Комитет по защите прав ребенка, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комитет по защите прав ребенка создан при ООН с целью контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в странах, которые признали свое участие в подписании данного международного документа.

О необходимости особо охранять права и интересы малолетних заявляется постоянно, но далеко не всегда для этого принимаются адекватные меры.

Чтобы обезопасить жизнедеятельность той группы общества, которая неспособна в силу своего возраста защитить себя самостоятельно, создаются специальные органы. Их задача – обеспечить повсеместное соблюдение прав несовершеннолетних.

Создание комитета и его функции

Один из важнейших документов, регламентирующих права несовершеннолетних – это Конвенция о правах ребенка. Она подписана рядом государств, которые обязались руководствоваться положениями данного документа при создании собственной законодательной базы.

На государственных деятелях лежит ответственность контролировать соблюдение интересов детей в их стране. Для этого создаются различные организации. Отследить успешность их деятельности в целом и политики державы в области защиты детства, призван Комитет по правам ребенка.

Задачи этой организации сводятся к тому, чтобы следить за исполнением государствами норм, прописанных:

  • в самой Конвенции о правах несовершеннолетних;
  • в протоколе, рассматривающем недопустимость вовлечения детей в вооруженные конфликты;
  • в протоколе о запрете торговли малолетними и их вовлечения в проституцию и порнографию;
  • в протоколе о процедуре сообщений.

Этот международный орган представляет собой состав из независимых экспертов из разных стран, общим числом восемнадцать человек. Их собрания проводятся с периодичностью три раза в год и проходят в Женеве. Каждая сессия работы Комитета включает:

  • пленарное заседание, длящееся три недели;
  • предсессионную рабочую группу, проходящую в течение одной недели.

Суть работы членов данного международного органа сводится к таким действиям:

  1. Оценка предоставленных странами-участницами докладов и отчетов о положении детей в данных государствах.
  2. Разработка рекомендаций для каждого члена комитета.
  3. Рассмотрение частных жалоб о нарушении прав малолетних.
  4. Опубликование общих замечаний, представляющих толкование правовых норм. В результате разрабатывается общее направление, которому должны следовать страны-участники, и отдельные советы конкретным странам.

Деятельность комитета в России

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны.

Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века.

Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

В рамках второго направления отслеживается соблюдение прав детей на образование, медицинскую помощь, на наследование ими имущества и финансов. Если члены Комитета сталкиваются с нарушением прав гражданского или юридического характеры, они обязаны рассмотреть этот вопрос и сообщить в соответствующие инстанции необходимую информацию. Третье направление обязывает Комитет:

  • знакомить взрослых с правами детей;
  • разъяснить законодательную базу по этим вопросам;
  • информировать об ответственности за нарушения интересов детей.

Основной международный документ, посвященный вопросу детства – это Конвенция о правах ребенка и протоколы к ней. Комитет, действующий на территории Российской Федерации, обязан следить, чтобы законодательная база страны не противоречила конвенционным положениям. В его обязанности входит и разработка проектов внутригосударственного совершенствования законов о детях.

Как обратиться в Комитет со своей проблемой

Для реализации деятельности Комитета по правам несовершеннолетних в России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Произошло это первого сентября 2009 года, когда впервые был назначен детский омбудсмен при президенте РФ.

Поскольку огромная территория страны не позволяет решать множественные вопросы из центра, то в субъектах Федерации также появились уполномоченные по правам ребенка.

Они получили название – региональные детские омбудсмены и призваны осуществлять надзорза соблюдением интересов маленьких граждан. Финансирование их деятельности возложено на власти регионов.

При этом их службой руководит федеральный Уполномоченный при президенте.

Все заявления и жалобы, поступившие на официальный сайт федерального омбудсмена (с сентября 2016 года это Анна Юрьевна Кузнецова), перенаправляются для рассмотрения в конкретный район, о чем сообщается в письменной форме заявителю. Также указываются контакты для связи.

Функции уполномоченных определяются деятельностью Комитета по правам ребенка. Они на практике должны воплощать идеи и рекомендации международной организации. Задачи их работы таковы:

  1. Контролировать соблюдение Конституционных норм в отношении детей.
  2. Разрабатывать рекомендации для муниципальных органов власти по поводу предупреждения и устранения нарушений интересов несовершеннолетних.
  3. Следить за соблюдением прав особой категории граждан: детей-инвалидов.
  4. Изучать и обобщать существующую практику по юридическим вопросам соблюдения прав детей.
  5. Информировать педагогов и родителей о правах детей, методах их защиты, изменениях в действующем законодательстве.
  6. Создавать проекты по оптимизации работы, направленной на защиту детей.
  7. Контролировать, как реализуются права и свободы несовершеннолетних в дошкольных и школьных учреждениях, а также образовательных организациях по профессиональной подготовке детей.

Чтобы задачи омбудсмена были решены, он наделяется определенными должностными полномочиями. Ему разрешено:

  • посещать при необходимости любую организацию и следить за ее деятельностью;
  • запрашивать необходимую информацию;
  • требовать пояснений от должностных лиц как о работе в целом, так и по конкретному делу.

Важным моментом в деятельности уполномоченных по павам ребенка является то, что у региональных омбудсменов есть свои общественные приемные. Сюда может обратиться любой человек, в том числе и ребенок, чтобы заявить о нарушении интересов несовершеннолетних. Это, пожалуй, единственная организация, где малолетний может действовать самостоятельно.

В каких случаях и как обращаются к омбудсменам

Для решения вопросов, связанных с ущемлением прав детей, при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по делам детства. На заседаниях такой комиссии начальниками отделов подаются отчеты и решаются вопросы по основным направлениям деятельности. Также могут быть рассмотрены жалобы, поступившие в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Иногда такая деятельность оказывается недостаточной. Чтобы решить индивидуальную проблему с участием уполномоченного по правам детей, можно использовать несколько способов:

  • узнать адрес его общественной приемной в конкретном городе прийти туда лично (список уполномоченных, к сожалению, не представлен на официальном сайте);
  • написать письмо по адресу регионального или центрального омбудсмена;
  • оставить сообщение на официальном сайте Уполномоченного при президенте России по правам ребенка или обратиться туда по телефону.

В любом случае дело будет рассматриваться служащими в конкретном городе. Если же их работа будет неудовлетворительной, возможно направить свою жалобу выше. К омбудсменам обращаются в различных ситуациях:

  • конфликт между родителями и школьным руководством по вопросу качества образования, предоставляемого ребенку;
  • правовые консультации по вопросам детских прав;
  • предложения внести изменения для усовершенствования образовательного и воспитательного процесса;
  • получение информации о гигиенических и санитарных нормах в школе, а также других случаях.

Однако правоведы всегда напоминают, что решать дело лучше сначала самостоятельно, поскольку в ряде случаев это вполне возможно и продуктивно. Жаловаться уполномоченному необходимо тогда, когда не получается решить вопрос на месте.

Защита детства – это национальный интерес для каждого государства. Деятельность комитета по правам ребенка направлена на улучшение положения несовершеннолетних в мире в целом и в конкретных странах.

Для реализации поставленных перед ним задач в России создана должность уполномоченного по правам ребенка, к которому напрямую может обратиться любой гражданин по вопросу, связанному с нарушением прав малолетних.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/komitet-po-zashchite-prav-rebenka.html

Какие функции выполняет уполномоченный по правам ребенка?

Положение такой профессии как уполномоченный по правам ребенка утверждается губернаторами областей и возлагается контролирование правильного хода данной деятельности на заместителей в правительстве. Постановления данного типа вступают в свою активность с того момента, как его подпишет сам губернатор.

К общим положениям профессии уполномоченный по правам ребенка РФ относят множество пунктов. Основной работой уполномоченных по детскому праву является обеспечение на отнесенной к его контролю территории в защите и восстановлении нарушения и неправомерных воздействий в отношении детей.

Представитель по правам ребенка может назначаться или же увольняться с занимаемой должности только с разрешения областного губернатора.

Он непоколебимо подчиняется губернаторским указам, а в организационных вопросах руководителям правительственных аппаратов.

Изменения правового статуса уполномоченных по правам детей контролируется только законодательной палатой РФ и законодательными органами области занимающихся государственной и гражданской службами своей территории.

Уполномоченный по правам ребенка президента пользуется в своей работе таким документом как конституция РФ, подчиняется федеральным конституционным законам, федеральному закону, и другим нормативным правовым актам РФ, договорам, заключенным между странами, уставами или же основными законами области, областными положениями, областными правовыми актами.

Уполномоченные по детскому праву привязывает к своей правовой деятельности взаимодействия со структурами аппаратных подразделений областных правительств, и палатами государственных органов отвечающих за властные распоряжения по области и близ лежащих территорий.

Сюда же прилагают свою деятельность органы местных самоуправлений муниципального образования областей, под руководством уполномоченного по детскому праву в области проводятся общественные мероприятия, организации и граждане. Уполномоченному по детскому праву принадлежат такие государственные образцы как бланки, штампы, созданные именно для функционирования деятельности данного лица.

К задачам уполномоченного по детскому праву относятся обеспечения и гарантии защиты от государства права и интереса детей на областных территориях, соблюдение государственными властными органами определенные норм и правил и лицами, находящимися под их руководством. Осуществляется координационные мероприятия, направленные на воздействие на органы исполнительных властей области в вопросах по защите права и интереса ребенка на областных территориях. Хорошим примером может стать уполномоченный по правам ребенка Астахов.

К полномочиям по детскому праву относятся следующие функции: участие в подготовках проектов о правовом акте области в вопросе обеспечения и гарантии в защите государства детского права и интереса. Осуществление подготовок мероприятий, создания договора, соглашения, служебной записки, письма и другой документации прилагающейся к его профессии.

В должностные обязанности также входит осуществление сбора информационных потоков о состояниях соблюдения детского права и интереса на областных территориях, анализирование и рассмотрение определенных предложений для решения очень весомых и трудных ситуаций в сфере своей деятельности.

Совместная подготовка при взаимодействии со структурным подразделением правительственных аппаратов области, и исполнительными органами области в информационных и аналитических справочных материалах, вместе с губернаторскими выступлениями области относящихся к деятельности данного лица.

Уполномоченным проводится подготовка ежегодных докладов губернаторам областей о состояниях соблюдения права и защит детей на прилегающей к ним территории.

Осуществление приема жителей области в вопросах входящих в его сферу деятельности, и рассмотрение устных и письменных обращений жителей и объединенных организационных обществ под руководством государственных властей области, федерального органа области и органами данной территории, местных самоуправлений и должностных лиц, в чью деятельность входит рассмотрение данных вопросов.

Кроме этого в обязанности уполномоченного по правам ребенка входит доведение до сведения губернаторов области оперативной информации о состояниях соблюдений детского права и интересов в защите детей на областной территории. Участие в проведение совещаний, заседаний, мероприятий соответствующих поручениям губернаторов области. Выполнение иных задач, предусмотренных законодательным областным органом.

Выполнение функций такими людьми как Астахов уполномоченный по правам ребенка состоит в запрашивании в установленных порядках необходимых сведений, документов и материалов от структурного подразделения правительственных аппаратов области, местных самоуправлений, общественной организации объединения области. Беспрепятственное посещение органов исполнительных властей области и подведомственным им объединениям. Проведение самостоятельных или установленных порядком совместных уполномоченных федеральному закону государственных властей и территорий к ним прилагающихся, в рамках своих компетенций.

Уполномоченный занимается направлением федерального органа государственных властей и территориальных органов, в органы государственных областных организаций.

В обязанности также входит помощь в принятии решений относительно интереса и правовой зашиты ребенка, внесение заключений по поводу проделанной работы, и принятие определенных мероприятий, по рассмотрению не правовых отношений в сторону детей.

Привлечение в установленных порядках при осуществлении экспертной и научно-аналитической работы, касающейся защиты права и интереса ребенка, научных и других организационных сообществ, не оставляя без внимания учебную часть с учеными и специалистами.

Источник: http://www.pinetka.com/deti/stati-o-detyah/kakie-funktsii-vyipolnyaet-upolnomochennyiy-po-pravam-rebenka.html

Права детей — Серия «Права человека: изложение фактов»

Ряд органов в области прав человека способствуют в рамках своей компетенции более полному уважению прав ребенка.

Помимо Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и ее Рабочей группы по современным формам рабства, которая занимается вопросами эксплуатации детей и неправомерного с ними обращения, в области защиты прав человека действуют следующие международные органы:

Эти пять комитетов обычно называют договорными органами, поскольку они были созданы с целью наблюдения за осуществлением конкретных договоров Организации Объединенных Наций в области прав человека теми государствами, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Создание в соответствии со статьей 43 Конвенции Комитета по правам ребенка способствовало активизации проводимой этими органами деятельности в интересах детей.

Комитет по правам ребенка

В начале 1991 года было организовано совещание представителей государств — участников Конвенции о правах ребенка с целью проведения первых выборов в состав органа по наблюдению за ее соблюдением — Комитета по правам ребенка. На 10 мест было выдвинуто около 40 кандидатов.

Избранные в первый состав Комитета эксперты (шестеро женщин и четверо мужчин) являлись гражданами Барбадоса, Бразилии, Буркина-Фасо, Зимбабве, Перу, Португалии, бывшего Советского Союза, Филиппин и Швеции.

Их профессиональная подготовка охватывала широкий круг областей, включая права человека и международное право, отправление правосудия в области несовершеннолетних, социальную работу, медицину, журналистику и функционирование правительственных и неправительственных структур.

В настоящее время Комитет по правам человека проводит три сессии в год, продолжительностью четыре недели каждая. Последняя неделя работы всегда посвящается подготовке следующей сессии. Комитет обслуживается Центром по правам человека Организации Объединенных Наций в Женеве.

В соответствии со статьей 44 Конвенции государства-участники берут на себя обязательство представлять Комитету регулярные доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом ими в осуществлении прав детей на своих территориях.

Первые доклады об осуществлении Конвенции подлежат представлению в течение двух лет после ратификации или присоединения к Конвенции и впоследствии — через каждые пять лет. Первые первоначальные доклады подлежали представлению в сентябре 1992 года.

По состоянию на декабрь 1995 года более 70 государств представили в Комитет свои доклады.

На своей первой сессии в октябре 1991 года Комитет принял руководящие принципы, помогающие государствам-участникам готовить и составлять свои первоначальные доклады.

Правительствам рекомендуется готовить свои доклады в соответствии с этими руководящими принципами, в которых подчеркивается, что в докладе должны указываться «факторы и затруднения», влияющие на степень выполнения государством обязательств по Конвенции.

Иными словами, такой доклад должен быть ориентирован на представление сведений о существующих проблемах и носить самокритичный характер. Государствам предлагается представлять подробную информацию о «приоритетах… в области осуществления» Конвенции и о «конкретных задачах на будущее».

Соответствующие нормативные акты и статистические данные препровождаются вместе с докладом.

В процессе разработки своих процедур Комитет уделял особое внимание такому важному вопросу, как налаживание конструктивного диалога с представителями правительств.

В этой связи он ясно обозначил свое стремление наладить тесное сотрудничество с соответствующими органами Организации Объединенных Наций и специализированными учреждениями, а также другими компетентными органами, включая неправительственные организации.

Процедура работы

Рабочая группа Комитета проводит заседания до начала каждой его сессии с целью предварительного изучения полученных от государств-участников докладов и подготовки дискуссий между членами Комитета и представителями препроводивших доклады государств. Помимо представленных государствами докладов Рабочая группа рассматривает информацию, препровожденную другими договорными органами по правам человека.

В январе 1993 года Комитет ввел процедурное новшество, рекомендовав Генеральной Ассамблее просить Генерального секретаря подготовить исследование по вопросу о защите детей во время вооруженных конфликтов.

Такая просьба была высказана после однодневного «общего обсуждения» данного вопроса, которое было организовано Комитетом в 1992 году и в котором было предложено принять участие органам Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям.

Тематика проводившихся впоследствии общих обсуждений являлась следующей: экономическая эксплуатация детей, права ребенка в рамках семьи, права девочек и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.

Такие тематические обсуждения проводятся примерно раз в год и могут влечь за собой представление просьб о проведении соответствующих исследований, кроме того они могут служить отправной точкой при толковании статей Конвенции.

Кроме того, Комитет черпает информацию, поступающую от механизмов, созданных Комиссией по правам человека с целью изучения проблем в области прав человека в конкретных странах, или от механизмов, занимающихся рассмотрением конкретных тем, к числу которых относятся, в частности, Специальный докладчик по вопросу о пытках, Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях и Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. В контексте рассматриваемой проблематики одним из основных партнеров является Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии.

Органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций могут принимать участие в проводимых рабочей группой обсуждениях и представлять необходимую информацию.

Кроме того, с учетом письменной информации, представляемой соответствующими неправительственными организациями, Комитет нередко предлагает таким организациям принять участие в подготовительных заседаниях, посвященных изучению препровождаемых государствами докладов.

Окончательные результаты проводимого рабочей группой обсуждения по докладу какого-либо государства-участника оформляются в виде «перечня вопросов».

Этот перечень, содержащий предварительную информацию по вопросам, которые, по мнению Комитета, необходимо обсудить в первую очередь, направляется соответствующему правительству вместе с приглашением принять участие в предстоящем пленарном заседании Комитета, посвященном рассмотрению соответствующего доклада. До начала этого заседания правительству рекомендуется подготовить письменные ответы на поставленные вопросы.

Такой подход дает правительствам возможность лучше подготовиться к предстоящему обсуждению. В ходе обсуждений могут затрагиваться проблемы, не отраженные в перечне вопросов, вот, в частности, почему Комитет предпочитает обсуждать доклад с высокопоставленными должностными лицами, например с министрами или их заместителями, а не с представителями, не обладающими правом на принятие решений.

Проводимые с государствами-участниками дискуссии являются конкретными и целенаправленными и предполагают обсуждение достигнутых результатов и хода работы. Хотя в обсуждениях, как правило, принимают участие все члены Комитета, в большинстве случаев ход дискуссии по докладу каждой страны направляют два члена Комитета, выступающие в роли «докладчиков».

По завершении процесса рассмотрения доклада Комитет принимает «заключительные замечания», в которых подводится итог рассмотрению доклада соответствующего государства.

Заключительные замечания подлежат широкому распространению в государстве-участнике и должны служить основой для проведения национальных дебатов по вопросу о путях содействия соблюдению положений Конвенции.

Рассматривая заключительные замечания в качестве важного документа, Комитет ожидает от правительств выполнения содержащихся в них рекомендаций.

На заседаниях Комитета ведется запись хода обсуждения. Организация Объединенных Наций публикует пресс-релизы о ходе дискуссий и более подробные краткие отчеты о деятельности Комитета.

Комитет призывает публиковать в виде сводного документа доклад государства-участника, краткие отчеты и заключительные замечания по каждой стране.

Некоторые правительства, чьи доклады уже были обсуждены, обязались это сделать.

Целью всего процесса обсуждения докладов государств- участников является привлечение интереса общественности к соответствующим проблемам.

Проводящиеся в Комитете обсуждения как правило являются открытыми; закрытый характер носит лишь предварительное обсуждение в рамках предсессионной рабочей группы и процесс подготовки заключительных замечаний Комитета.

Аналогичным образом представляется важным обеспечить открытый и гласный характер процедуры подготовки доклада на национальном уровне; такой подход Комитет будет только приветствовать.

Процедура представления докладов носит конструктивный характер и направлена на развитие международного сотрудничества и обмена информацией. Ее целью является обозначение проблем и обсуждение мер по их устранению.

Кроме того, Комитет может обращаться с просьбами о помощи в специализированные органы и учреждения Организации Объединенных Наций, включая УВКБ, МОТ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и другие компетентные органы.

В Конвенции отсутствует процедура рассмотрения конкретных жалоб, препровождаемых детьми или их представителями. Вместе с тем Комитет может запрашивать «дополнительную информацию, касающуюся осуществления… Конвенции» (пункт 4 статьи 44). Такая дополнительная информация может быть запрошена у правительств, например, в случае обнаружения признаков наличия серьезных проблем.

Источник: http://www.un.org/ru/rights/children/monitoring.shtml

Право Граждан
Добавить комментарий