Как передать в аренду землю – принадлежащую муниципалитету

Содержание
  1. Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности
  2. Муниципальная собственность на землю – что это по закону
  3. Способы определения стоимости муниципальных земель
  4. Как получить муниципальную землю в аренду
  5. Как заключается аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности
  6. Кому возможна передача в аренду земельного участка муниципальной собственности
  7. Правила аренды земельного участка муниципальной собственности
  8. Каков порядок аренды земельного участка муниципальной собственности
  9. Как оформить муниципальную землю в собственность?
  10. Как оформить землю
  11. Документы для оформления участка
  12. Как оформить земли в общедолевую собственность жителей
  13. Особенности приватизации муниципальных земель
  14. Процедура аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности
  15. Особенности аренды
  16. Аренда участка в муниципальной собственности
  17. Физические лица
  18. Юридические лица
  19. НДС
  20. Муниципальная собственность на землю
  21. Аренда земель муниципальной собственности
  22. Выкуп муниципальной земли в собственность

Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Как передать в аренду землю - принадлежащую муниципалитету

Чаще всего в настоящее время берётся в аренду земля, находящаяся в муниципальной собственности. Именно по этой причине вопросы полного правового регулирования заключения таких договоров стоит очень остро. Каким образом правильно арендовать землю у муниципалитета и не нарушить закон?

Муниципальная собственность на землю – что это по закону

Гражданский Кодекс РФ определяет достаточно чётко, что следует считать под муниципальной собственностью.

Это такой вид собственности, который представлен совокупностью прав владения и распоряжения имуществом, которое принадлежит тому или иному муниципальному образованию.

Это положение зафиксировано в пункте 1 статьи 215 указанного закона.

Если говорить о тех землях, которые относятся к муниципальной собственности, то к ним относятся (во исполнение положений статьи 29 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) такие участки и иные земельные ресурсы, как:

  • Участки, которые признаны в качестве муниципальной собственности на основании положений действующего законодательства в сфере регулирования земельных правоотношений;
  • Земли, которые были приобретены муниципальным образованием в результате исполнения требований Гражданского Кодекса;
  • Участки, которые перешли в муниципальную собственность по результатам заключения гражданско-правовых договоров;
  • Если такие участки были безвозмездно переданы в собственность муниципалитета из федеральных земельных фондов;
  • Участки, которые оказались включены в собственность муниципалитета по результатам проведённого разграничения государственных прав собственности.

Таким образом, муниципальная собственность на землю возникает исключительно по основаниям, которые определены в действующем законодательстве.

Соответственно, резонным будет являться вопрос о том, каким образом происходит оформление аренды таких земель?

Способы определения стоимости муниципальных земель

Стоимость муниципальной земли рассчитывается в зависимости от того, каким образом будет заключаться договор ее использования.

Наиболее часто в случаях подписания соглашений об аренде или выкупе участка используется метод расчёта платы за участок, исходя из его кадастровой стоимости. Такой вариант расчета определен в соответствии с положениями Земельного Кодекса России как основной для всех арендуемых земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ещё одним вариантом будет использование так называемой нормативной стоимости.

Нормативная стоимость устанавливается специально уполномоченной на то комиссией, которая будет учитывать целый ряд факторов, как то инженерную и строительную пригодность и ценность конкретного участка, ее социальную роль, плодородие (если речь идёт о возможности использования участка в качестве ресурса для организации личного подсобного или садоводческого хозяйства) и т.д.

Последний, третий механизм определения стоимости участка, пребывающего во владении муниципалитетом, относится к тем случаям, когда распоряжение таким участком происходит на основе торгов. В этом случае стоимость будет сформирована на основе результатов таких торгов.

Так как муниципальные земли могут быть сданы в аренду двумя путями – через проведение торгов на право заключения договора аренды и через непосредственное подписание такого договора, следует подробно остановиться на каждом из таких способов.

Без проведения торгов заключается договор в том случае, если потенциальный арендатор соответствует требованиям законодательства на право заключения договора в приоритетном порядке.

Перечень таких категорий представлен в Земельном Кодексе России и является исчерпывающим.

К таким лицам относятся, например, религиозные организации, ветераны боевых действий, многодетные семьи и т.д.

Кроме того, без торгов будет продлён договор аренды, например, в том случае, если участок используется для капитального строительства жилья или инфраструктурных объектов.

Через торги сдаётся большинство участков, находящихся в муниципальной собственности. Такие участки предоставляются для различных целей, и взять в аренду их может тот, кто предложит максимальную сумму в качестве арендной платы (то есть здесь работает классический принцип аукциона).

Как получить муниципальную землю в аренду

Процесс оформления муниципальной земли в аренду является достаточно длительным, и его результат (в виде заключения договора или в отказе в таковом) целиком зависит от правильной подготовки. Состоять она будет из нескольких этапов, каждый из которых оказывает серьёзное влияние на конечный итог.

  • На первом этапе следует обратиться в администрацию муниципалитета с заявлением о предоставлении участка в аренду. Это заявление носит первичный характер и необходимо для того, чтобы специалист администрации рассмотрел возможность включения заявителя в перечень потенциальных арендаторов.
  • Второй этап полностью посвящён подготовке всех документов, сопровождающих подписание договора. Это самый затратный этап, так как на выбранный в качестве арендуемого участок (если он не стоял раньше на кадастровом учете) необходимо будет получить кадастровый паспорт и выполнить межевание, чтобы установить его границы.
  • На третьем этапе в администрацию подаётся основное заявление на заключение договора аренды участка, которому прилагаются кадастровые и межевые документы, а также, в случае наличия специальных льгот, документы, которые их наличие смогут подтвердить.
  • Четвёртый этап посвящён проверке сотрудниками администрации муниципального образования поданных документов и, в случае, если они соответствуют предъявляемым требованиям, подготовке документации для торгов.
  • В том случае, если договор заключается без торгов, пятый этап посвящён только подписанию соглашения. Если аренда оформляется через торги, то сначала будет происходить их оформление, а потом уже подписание документа.

Заключение договора аренды по итогам проведенных торгов осуществляется в срок не более одного месяца с момента подписания итогового протокола результатов.

В том случае, если участников несколько, договор заключается с победителем торгов (то есть с тем участником, который предложил максимальную сумму в качестве арендной платы).

Если участник был только один (на участие была подана только одна заявка или по результатам проверки не были допущены до участия в торгах все остальные заявки кроме одной), торги признаются не состоявшимися.

Договор также будет заключен в течение тридцати дней с момента подписания протокола о признании торгов несостоявшимися с единственным участником.

Шестой этап является заключительным, так как на нем осуществляется оформление подписанного договора путём регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация осуществляется путем предоставления договора со всеми сопровождающими документами в многофункциональные центры.

Как уже говорилось выше, самым дорогим этапом является подготовка документов. Оформление кадастровых и межевых документов по стоимости может колебаться от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от региона.

Получение кадастровых документов происходит в Росреестре, а межевых – путём проведения межевания имеющими на эти действия организацией.

Процедура аренды муниципальной земли – сложный механизм, который строго регламентируется действующим законодательством и состоит из целого перечня этапов, соблюдение которых является гарантией заключения договора аренды.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/arenda-2/municipalitet

Как заключается аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Аренда земельных участков муниципальной собственности — распространенная процедура, имеющая свои тонкости. В данной статье мы расскажем, что такое предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности, как территории сдаются во временное пользование и какие нюансы при этом есть.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Кому возможна передача в аренду земельного участка муниципальной собственности.
  • Каков порядок аренды земельного участка муниципальной собственности.
  • Как проводятся торги по аренде земельных участков муниципальной собственности.
  • Когда не требуются торги по аренде земельных участков муниципальной собственности.
  • Какой заключать договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Аренда земельных участков муниципальной собственности — распространенная процедура, имеющая свои тонкости. В данной статье мы расскажем, что такое предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности, как территории сдаются во временное пользование и какие нюансы при этом есть.

Кому возможна передача в аренду земельного участка муниципальной собственности

Взять государственный или муниципальный участок земли в аренду может как физическое, так и юридическое лицо, если:

  • На данной территории есть объект (строение, здание), принадлежащий ему на праве собственности, однако саму землю физлицо или юрлицо покупать не желает. Аренда земельных участков муниципальной собственности предполагает заключение договора сроком до 49 лет. При этом договор не должен препятствовать выкупу данной территории в будущем.
  • Хочет получить землю для возведения на ней объекта на весь период строительства. В таких случаях обязательно проводят работы по формированию участка с предварительным согласованием месторасположения строения. Земли предоставляют только на основании аукционов с последующим составлением протокола. Договор на аренду территорий с победителем аукциона заключают на основании протокола. На оформление договора отводится 5 дней с момента подписания протокола.
  • Комитет по земельным ресурсам: история создания и современные функции

Правила аренды земельного участка муниципальной собственности

Право аренды земли с позиции рыночных отношений — это ресурс и товар. Арендуя участок, лицо получает все права на его использование, прописанные в договоре с арендодателем-собственником и иногда с третьими лицами.

В ст. 606 ГК РФ сказано об условиях аренды. Арендодатель, соблюдая условия соглашения, обязан за установленную плату передать земельный участок арендатору для временной эксплуатации и владения, или только для временной эксплуатации. Ст.

607 ГК РФ разъясняет, что в законодательных актах могут быть прописаны и иные условия передачи земель и других обособленных природных объектов в аренду. В договоре должны быть указаны сведения об объекте, по которым можно точно установить его.

Если такой информации нет, документ недействителен.

Предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности разрешено негосударственным юрлицам и простым гражданам. Территории, находящиеся в госсобственности, принадлежат государственным органам и органам муниципалитетов. Закон РФ также разрешает брать землю в аренду у лица, уже арендующего ее.

В п. 2 ст. 22 ЗК РФ указано, что предоставлять в аренду территории могут их собственники. Исключения составляют лишь изъятые из оборота земли. Их в аренду можно сдавать лишь в исключительных ситуациях, прописанных в ФЗ.

Право на аренду земельного участка государственной или муниципальной собственности может прекратиться, если:

  • срок аренды истек;
  • стороны договорились о завершении договора, не дожидаясь окончания срока;
  • одна из сторон инициировала прекращение соглашения;
  • один из участников нарушил условия договора;
  • арендатор использовал землю ненадлежащим образом;
  • арендатор предпринял действия, которые снизили качество земли или могли вызвать это;
  • территория стала непригодной к эксплуатации.

Каков порядок аренды земельного участка муниципальной собственности

Порядок аренды земельных участков муниципальной собственности определяется целями эксплуатации. Территории арендуют как для строительных работ, так и для решения задач, не связанных со строительством. Земли для строительства также сдают в аренду на разных условиях — все зависит от выполнения работ по их формированию:

  • без предварительного согласования мест расположения построек;
  • с предварительным согласованием (ст. 30 Земельного кодекса РФ).

По закону земельные участки муниципальной собственности сдают в аренду на аукционах, если месторасположения объектов на них до этого согласованы не были.

В новой редакции Земельного кодекса РФ абсолютно по-новому определен порядок сдачи земли в аренду на аукционах или без их проведения. Ст. 39.6 ЗК РФ содержит общее правило: договор на аренду территорий государственной или муниципальной собственности заключают на аукционах.

Подход к порядку формирования земель для торгов стал другим. В законе упразднили критерий разграничения порядка сдачи участков с предварительным согласованием месторасположения построек и без согласования.

В соответствии с новой статьей 39.11 ЗК РФ, земли для сдачи в аренду по результатам аукционов могут формироваться двумя путями:

  • по инициативе органа госвласти или муниципалитета;
  • по инициативе физлица или юрлица, заинтересованного в сдаче земли в аренду.

Сбором необходимой документации занимается или орган государственной власти (муниципалитет), или заинтересованное юридическое или физическое лицо. Все зависит от того, кто выдвинул инициативу о формировании участка.

Важным нововведением стало то, что на основании п. 15 ст. 39.8 ГК РФ, лицо, арендующее землю в государственной или муниципальной собственности, больше не обладает преимущественным правом на заключение договора аренды такой территории на новый период без аукциона.

В Земельном кодексе РФ сейчас нет указаний о конкретных сроках заключения договора на аренду государственных или муниципальных земель. В тексте новой редакции ЗК РФ уточнены максимальные сроки аренды территорий нескольких видов (период сдачи участков для строительства, ведения сельскохозяйственной деятельности и т. д. (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

Отметим, что на основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ владельцы построек наделены исключительным правом на покупку участков, где размещены их сооружения (если об ином не сказано в ФЗ).

Схема определения стоимости аренды таких участков также изменилась. Ст. 65 ЗК РФ гласит, что сумму, порядок внесения и сроки оплаты аренды земли, принадлежащей РФ, субъектам РФ или муниципалитетам, устанавливает Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и муниципалитеты.

В соответствии с ЗК РФ в новой редакции, плата за аренду земельного участка муниципальной собственности устанавливается по разным схемам. Все определяется порядком заключения договора.

  • Если договор заключают на торгах, плату за аренду земельного участка муниципальной собственности устанавливают по их итогам.
  • Если договор на аренду заключают с лицом, подавшим единственную заявку для участия в торгах, или с единственным участником, цена на аренду земли должна соответствовать начальной стоимости, указанной на аукционе.
  • Если договор на аренду земельного участка заключают без аукциона, сумма зависит от того, кто владеет территорией — государство, субъект РФ или муниципалитет; размер оплаты устанавливают уполномоченные органы (если об ином не сказано в ФЗ) (ст. 39.7 ЗК РФ).

Однако в Законе сохранилось общее правило, действовавшее и ранее: плата за аренду земельного участка муниципальной собственности или территории, принадлежащей государству, рассчитывается на основании главных принципов определения арендной платы, обозначенных Правительством РФ (иными словами, в соответствии с ПП РФ от 16.07.2009 № 582).

Подчеркнем, что данное ПП РФ соотносится с новыми нормами ЗК РФ по части формирования порядка платы за аренду земельных участков, принадлежащих РФ. Из этого вытекает правило, по которому каждый год необходимо определять сумму оплаты аренды земельных участков, предоставляемых в ходе аукционов, с учетом их цен на рынке.

На основании ПП РФ от 16.07.2009 № 582, сумма арендной платы за землю для соглашений, заключаемых без аукционов, зависит от оснований покупки земли:

  • по кадастровой стоимости территории в процентах, обозначенных в Постановлении;
  • в соответствии со ставками арендной платы или методическими указаниями для ее расчетов.

Сумма платы за аренду земли для соглашений, заключенным по итогам аукционов, зависит от их итогов.

В иных ситуациях плату за аренду земли, где размещены недостроенные объекты, рассчитывают по рыночной цене участка. Цена определяется на основании законодательного акта РФ об оценочной деятельности.

То есть, положения новой ст. 39.7 ЗК РФ свидетельствуют о том, что при установлении стоимости аренды земли, предоставляемой по результатам аукциона, следует опираться лишь на общие принципы, прописанные в Постановлении.

Нормы формирования стоимости аренды земель в РФ, утвержденные данным Постановлением, сейчас лишь подтверждают правило в ЗК РФ: если договор на аренду территории заключается на аукционе, ежегодная сумма или сумма первой выплаты за аренду рассчитывается по его итогам.

Остановимся на порядке применения новых законодательных норм подробнее.

В ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ сказано о порядке плавного перехода на новую систему урегулирования отношений, связанных с использованием территорий. Так, в Закон будут ведены новые правила об аренде.

Но на соглашения и преддоговорные согласования, достигнутые до вступления правил в силу, они не повлияют.

Достигнутые соглашения останутся юридически в силе, а для их регулирования будут применяться правила, действовавшие на момент заключения договоров.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102385-arenda-zemelnyh-uchastkov-munitsipalnoy-sobstvennosti

Как оформить муниципальную землю в собственность?

Практика использования муниципальных земель на праве бессрочного владения либо долгосрочной аренды сложилась достаточно давно.

С внесением соответствующих изменений и поправок в сферу земельных правоотношений владельцы таких земельных участков получили право приобретения земельных объектов в собственность.

Однако, многие землевладельцы по настоящее время не воспользовались своим преимуществом и продолжают использовать землю по старинке.

Частная собственность предоставляет владельцу земли неограниченные права на нее, в частности право распоряжения. Приватизированный земельный участок можно передать в наследство своим потомкам, что не так просто сделать, если земля принадлежит муниципалитету.

Допускает ли действующее законодательство передачу государственных земель в собственность их владельцам, и как это можно оформить в настоящее время? Разберемся во всех тонкостях.

Земельный кодекс Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления дают следующее определение муниципальных земель – это земли, закрепленные на праве муниципальной собственности за определенным регионом страны и используемые исключительно для удовлетворения потребностей данного региона, в частности местных жителей (землевладельцев).

В России действует специальная система управления международного образца, применимая к данной категории земельного фонда.

Принцип действия такой системы основан на делегировании гражданами конкретного региона права управления муниципальным земельным фондом избранным представителям.

Именно поэтому полномочия на разрешение передачи муниципальных земель в собственность частным лицам принадлежат местной администрации.

Всем желающим получить в собственность свой земельный объект необходимо обратиться с заявлением установленного образца и приложенными документами в органы местного самоуправления.

Обычная практика передачи муниципальных земель состоит в передаче земельных объектов по праву аренды.

Однако, теперь земельное законодательство предоставляет возможность оформления земельного участка в собственность по преимущественному праву.

Порядок передачи муниципальных земель в собственность включает несколько способов оформления:

  • Бесплатно льготным категориям граждан;
  • Путем приватизации (передачи в собственность) земельного объекта;
  • На основании сделки купли-продажи, заключенной с местными органами самоуправления;
  • Путем приобретения участка земли на открытых торгах;
  • На основании решения суда (если администрация отказывает в передаче земельного объекта добросовестному арендатору).

Как оформить землю

Обратиться с заявлением о передаче арендованной муниципальной земли в собственность можно в специальный земельный отдел при местной администрации либо соответствующее отделение Министерства имущественных отношений.

Заявление должно содержать просьбу о передаче земельного объекта в собственность, а также основание для его передачи:

  • Использование земельного участка на праве бессрочного владения длительное время;
  • Долгосрочная аренда земельного объекта;
  • Выкуп земли.

Перечень прилагаемых в обязательном порядке документов можно уточнить по месту подачи заявления. Чтобы в ответ на ваше прошение не последовал отказ, необходимо уделить особое внимание подготовке документации.

Для этого вам потребуется сначала провести работы по межеванию участка с установлением точных границ и его местоположения. Осуществление данного подготовительного этапа возможно на бесплатной основе путем привлечения государственного кадастрового инженера, однако в таком случае ожидание своей очереди может растянуться на несколько месяцев.

Чтобы ускорить процесс, обратитесь в коммерческую лицензированную организацию. Стоимость межевых работ в зависимости от региона страны варьирует в пределах от пяти до десяти тысяч рублей.

Организация работ по межеванию включает в себя:

  • Осмотр земельного объекта с осуществлением необходимых замеров;
  • Составление кадастрового плана и технического проекта (в документе в частности указываются сведения о наличии либо отсутствии коммуникационных линий, проходящих по территории земельного объекта);
  • Расстановка межевых значков и определение координат участка на местности;
  • Определение площади земельного объекта;
  • Составление межевого плана на основании полученных сведений;
  • Согласование границ участка заинтересованными лицами (подписание акта выполненных работ).

После проведенного комплекса работ владелец земли может получить готовый межевой план. С имеющимся на руках планом межевания владельцу земельного участка необходимо обратиться в Кадастровую палату для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Сделать это можно обратившись непосредственно в отделение Земельной кадастровой палаты либо через сайт Росреестра.

Обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет, подготовьте следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность либо доверенность (если вместо владельца обращается его доверенное лицо);
  • Межевой план на земельный объект;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

Как правило, подобный набор документов является достаточным для обращения с последующей регистрацией. Взамен принятых документов вам выдадут справку.

На проверку и регистрацию обращения отводится около двух недель, после чего вы сможете получить на руки соответствующую выписку из государственного реестра, в которой вашему земельному объекту уже будет присвоен свой кадастровый номер.

Только поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть передан владельцу в собственность.

Далее с заявлением о передаче земли установленного образца следует обращаться в местную администрацию.

Приложение к заявлению включает следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН;
  • Копия кадастрового плана;
  • Квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
  • Часть стоимости земельного объекта, если передача осуществляется путем заключения сделки купли-продажи.

В случае положительного решения с владельцем земельного объекта администрация заключает договор передачи земли в собственность либо договор купли-продажи, если передача земли осуществляется на платной основе. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи земельного участка, содержащий полное описание и характеристики объекта.

Документы для оформления участка

Главными документами, на основании которых осуществляется передача земельного объекта являются межевой план и кадастровый план земельного участка.

При передаче земельного участка наследникам, если гражданин пользуется им на праве бессрочного владения, требуется продление договора аренды с гражданином, принимающим участок от своего родственника. Только после заключения нового договора и принятия участка в пользование появляется возможность обращения с заявлением о передаче объекта в собственность.

Имея на руках выписку из Кадастровой палаты, подтверждающую постановку земельного объекта на кадастровый учет, гражданин вправе зарегистрировать свою собственность.

Регистрация перехода права собственности от муниципалитета в пользу конкретного гражданина осуществляется органами Росреестра.

При этом необходимо совершить следующие действия:

  • Написать заявление о регистрации права в соответствии с установленным образцом. В заявлении в обязательном порядке указываются данные заявителя, характеристики земельного объекта, включая вид разрешенного использования и кадастровый номер земельного участка. Если имеются наложенные на земельный объект ограничения, они также указываются в заявлении, например, сервитут (право использования участка земли иными лицами);
  • Готовое свидетельство о праве собственности можно получить по истечении семидневного срока. В данном случае собственник получает выписку из ЕГРН, подтверждающую право на данный земельный объект.

Как оформить земли в общедолевую собственность жителей

Согласно нормам земельного и жилищного законодательства, каждый собственник жилого помещения имеет право владения частью земельного объекта, на котором расположено жилое строение.

Владение таким земельным объектом осуществляется на праве общей долевой собственности в соответствии с некоторыми особенностями:

  • Передача земель, находящихся под жилыми строениями, возведенными до внесения изменений в жилищное законодательство, осуществляется на бесплатной основе (путем приватизации);
  • Передача земельных участков под возведенными до введения изменений в жилищное законодательство строениями производится в общем порядке. Из смысла последнего положения следует, что доли в общем земельном объекте передаются только собственникам жилых помещений, а владение долей в общей собственности должно подтверждаться правоустанавливающими документами;
  • Выдача отдельного правоустанавливающего документа на право в общей долевой собственности законом не предусмотрена. Данное право фиксируется в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение отдельной строкой.

При отсутствии в свидетельстве подобных сведений необходимо обратиться в регистрационный орган с заявлением об уточнении права собственности на долю в общем участке земли, расположенным под многоквартирным домом.

Переход земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность включает следующие действия:

  • Сбор общего собрания собственников жилых помещений и принятие решения о переводе придворовой территории в собственность;
  • Обращение председателя ТСЖ в Кадастровую палату с соответствующим заявлением. При этом заключается договором на проведение геодезических работ, необходимых для определения границ общего участка;
  • На основании проведенных работ земельный объект передается во владение собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Вышеперечисленные действия можно произвести бесплатно, но в порядке определенной очередности (например, в течение года). Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к платным услугам специалиста.

Документы, необходимые для оформления в собственность общего участка:

  • Заявление об оформлении права собственности, составленное и подписанное коллегиально;
  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома;
  • Выписка из технического паспорта на доли всех собственников в общем имуществе;
  • Кадастровый план земельного объекта, расположенного под жилым строением;
  • Заявление о выделении земельного участка.

Регистрационные действия прав собственников жилых помещений на общий земельный объект осуществляются на основании предоставленных документов:

  • Заявления о регистрации права;
  • Оригиналов кадастровых документов на земельный объект;
  • Доверенности собственников, выданной председателю ТСЖ;
  • Удостоверенного списка собственников жилых помещений в конкретном жилом строении;
  • Технического паспорта на многоквартирный дом;
  • Квитанции об уплате государственной пошлины.

Особенности приватизации муниципальных земель

Так как передача в собственность земельных объектов влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет, местные власти максимально упростили процедуру передачи земель в собственность граждан.

Данные послабления проявляются в следующем:

  • Уменьшение величины государственной пошлины, взимаемой за регистрацию права (на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 93 пошлина снижена до ста рублей);
  • Если у владельца отсутствуют на руках кадастровые документы на земельный объект, достаточно предоставить план участка с определением его границ, заверенный правлением СНТ;
  • Чтобы приватизировать земельный участок в СНТ достаточно иметь на руках садовую книжку;
  • Возможность выкупа муниципальных земель за пятнадцать процентов от кадастровой стоимости объекта. Последний пункт актуален для следующих видов земель: садоводческих и огороднических, земель, предназначенных для дачного и индивидуального жилищного строительства, для земель подсобных и фермерских хозяйств;
  • Желающим приобрести земельный объект на платной основе предоставляется возможность приобретения земли за один процент (и менее) его кадастровой стоимости;
  • Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготные условия приобретения земельных участков (без взыскания стоимости земли). К таким категориям относятся:
    • Многодетные семьи;
    • Малоимущие семьи;
    • Ветераны ВОВ;
    • Инвалиды.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/kak-oformit-municipalnuyu-zemlyu-v-sobstvennost.html

Процедура аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Все вопросы относительно того, как осуществляется аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и некоторыми другими правовыми актами, как федерального, так и муниципального уровня. Процедура заключения договора зависит от разных составляющих.

Особенности аренды

Российскому государству принадлежит огромная площадь земли. Следить за ней в централизованном порядке не представляется возможным. Поэтому имеется порядка 14,5 тысячи образований муниципального уровня, представляющих власть в конкретных местах. Чтобы получить землю в аренду, обычно, обращаются именно к ним. Право распоряжения землей за местными властями закреплено в Земельном кодексе.

Аренда, находящейся в муниципальной собственности, земли, в основном, производится за плату. Но возможна и бесплатная передача участков, что также прописано в ЗК РФ. Обычно такой порядок реализуется для государственных учреждений и зданий религиозного назначения.

Если земля арендуется, не с целью строительства, то обращаются с заявлением на имя главы административного органа. После получения участка, его самостоятельно ставят на учет по кадастру. Затем в муниципалитете решают вопрос об аренде. При положительном исходе, заключают соответствующий договор аренды.

Для получения земли под строительство предусмотрена более сложная процедура. Скорее всего, нужно будет принимать участие в торгах, которые организовывает муниципальный орган. Выиграв торги, заключают договор и вносят арендную плату. Происходит это все в следующем порядке.

  1. Местные власти извещают население о проведении аукциона, его месте и времени, а также лотов, которые выставлены до мероприятия.
  2. Всех заинтересованных лиц регистрируют в качестве участников, и назначают день торгов. Выигрывает их тот, кто предложит большую сумму. Остальным лицам возвращаются внесенные задатки.
  3. Победитель вносит плату и заключает договор аренды. Если срок превышает один год, то документ регистрируют надлежащим образом.
  4. В случаях, когда других желающих на участок не было, договор аренды заключают с заявителем без торгов.

Аренда участка в муниципальной собственности

Физические лица

Для получения участка любой гражданин может обратиться в администрацию и выяснить, является ли он свободным. Если земля необходима под индивидуальное строительство, то в муниципалитете предлагают различные варианты, которые могут быть использованы для этих целей. Тогда участок регистрируют и заключают договор аренды.

Чтобы стать арендатором земли под застройку, обычно, нужно пройти тап торгов. Перед этим выясняют характеристики участка и предпринимают шаги, чтобы ему был присвоен кадастровый номер.

После этого администрация публикует данную информацию, и если конкурентов не найдется, муниципальная земля будет сдана в аренду. В противном случае, нужно выиграть торги.

Для участия, предоставляют следующие бумаги:

  • заявление об участии, где указывают реквизиты счета, чтобы вернуть вносимый задаток;
  • удостоверение личности;
  • квитанцию об оплате задатка.

Юридические лица

Если арендовать земельный участок собирается организация, также предстоит проходить торги. Для этого заполняют заявление с реквизитами и вносят квитанцию о платеже. Если же организация не оформлена соответствующим образом, то она считается не существующей юридически и принимать участие в торгах не может.

Миновать этап торгов смогут предприниматели, которые согласовали размещение на определенном участке объектов со всеми инстанциями, необходимыми для этого. Государство может предоставить землю в аренду тем организациям, которые будут развивать территорию.

НДС

Немаловажным моментом при аренде являются особенности применения НДС. Если муниципальная земля сдается в аренду напрямую, то плата в виде НДС не взимается. Но при субаренде, начисляется и налог на добавленную стоимость, так как субарендатор получает земли не от муниципалитета, а от частного лица.

Сложности возникают, когда участок арендуется предпринимателями или организациями. Они не обязаны платить налог за землю, находящуюся в муниципальной собственности. Однако они, как налоговые агенты, несут ответственность за то, чтобы соответствующая плата взималась с арендодателя. Поэтому при расчете считается, как непосредственно арендная плата, так и начисляемый НДС.

При этом на арендатора распространяются следующие обязанности:

  • предоставлять счет-фактуру, где ставить пометку «без налога» регистрировать ее надлежащим образом;
  • сдавать декларацию об НДС, где заполнять раздел об операциях, не подлежащих налогообложению (ее подают ежемесячно не позже 20 числа).

Если обязанности выполняться не будут, то на предпринимателя будут наложены штрафные санкции. Таким образом, перед тем, как заключать договор аренды, все нюансы должны быть изучены полностью. В противном случае, можно навлечь на себя неприятности.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/zemlepolzovanie/arenda-zemelnogo-uchastka-v-municipalnoj-sobstvennosti.html

Муниципальная собственность на землю

Муниципальная собственность на землю

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также, какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п.1 ст.215 ГК РФ).

На основании ст.

29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральным законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также, продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом использования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.).

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ, земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования.

Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд.

Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно).

После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором.

Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 года в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007, направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Если до вступления в силу нового закона, допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом, земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Право Граждан
Добавить комментарий