Как органы опеки и попечительства функционируют в россии

Органы опеки и попечительства

Как органы опеки и попечительства функционируют в России

Органы опеки и попечительства: основные положения

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Сталкиваясь с проблемами по вопросам брака, развода, алиментов мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по семейному праву:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Заявки и звонки принимаются и .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

Чем занимаются еще органы опеки? ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направленностей и квалификаций.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес органов опеки и попечительства, телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов опеки и попечительства

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на установление отцовства;
  • запрос характеристики на родителя;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика сиротства;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания.

Деятельность органов опеки и попечительства в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов опеки и попечительства выступает защита лиц с ограниченными возможностями.

Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни.

ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Список законов

  • Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года

Источник: http://family-advisor.ru/deti-i-roditeli/organy-opeki-i-popechitelstva/

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

Полномочия

В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.

Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки.

При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи.

Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

Обязанности

Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

  • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
  • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
  • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
  • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.

В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

  • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
  • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
  • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.

В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного.

Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних.

При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Местного самоуправления.

Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

  • Конституции России;
  • Гражданско-Процессуальном кодексе;
  • Семейном кодексе.

Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации.

В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга.

 По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://samso.ru/grazhdanskoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva.html

Органы опеки: как они устроены, почему они отбирают детей, и какие законы регулируют их деятельность? | Милосердие.ru

Справка, подготовленная юристом Синодального отдела по церковной благотворительности.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Получив от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, соседей, родственников ит.д.

информацию о необходимости участия в жизни ребенка и оказания ему помощи, органы опеки и попечительства (ООиП), после проверки и подтверждения данной информации, принимают необходимые меры защиты путем устройства ребенка в учреждения и семьи. В дальнейшем ООиП осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей).

  • обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

    Одной из важнейших задач органов опеки и попечительства является предотвращение насилия по отношению к детям. Приоритетом этой работы должно быть сохранение здоровой семьи, профилактика насилия.

    Однако случаи, когда иного выхода, кроме лишения изуверов-родителей родительских прав, просто не остается, к сожалению, не так уж редки. При этом недостаточно грамотная организация работы органов опеки приводит к тому, что ведомству не доверяет огромный процент россиян.

    Практически общей темой уже стали рассуждения о том, что функции, прописанные у опеки законодательно, отличаются излишне карательной направленностью.

    Заметив неблагополучие в семье, органы опеки имеют крайне мало возможностей вмешаться на ранней стадии. Профилактическая психологическая работа развита плохо, возможности опеки, по сути, ограничиваются лишением родительских прав. В результате нередко можно встретить возмущение действиями опеки, забравшей ребенка из более-менее благополучной, с точки зрения общества, семьи в детский дом.

    В связи с чем прекрасно понимающие, что ребенок отправится в детский дом, органы опеки и попечительства зачастую намеренно игнорируют проблемы в семье, пока ситуация окончательно не выйдет из-под контроля.

    Серьезной проблемой является также и то, что отсутствуют единые критерии деятельности ООиП, единые подходы в принятии решений, даче заключений и т.д., т.е. отсутствует единая правоприменительная практика.

    Значимой является проблема наличия ничем не обоснованных нормативов штатной численности специалистов по защите прав детей. Еще одним негативным фактором является раздробленность органов опеки и попечительства.

    Поскольку непосредственное наделение того или иного органа местного самоуправления соответствующими функциями происходит на уровне регионального законодательства, то в каждом субъекте РФ этот вопрос решается самостоятельно.

    Кроме того, при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны. В настоящее время по отношению к ООиП нет системы вертикального подчинения.

    Единственными организациями, осуществляющими посильный контроль за их работой, являются прокуратура и суд.

    Поэтому вполне очевидно, что возникла необходимость реформы органов опеки, пересмотра требует законодательство, прописывающее функции и возможности опеки.

    Сейчас отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

    В целях совершенствования законодательства в части обеспечения эффективной организации работы ООиП по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав таких детей, и сохранению семьи в настоящее время разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

    Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», что вызывает сейчас у общественности резкую и небезосновательную критику, т.к. имеет ряд существенных недостатков.

    В частности, расширяя практику произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в жизнь практически любой семьи, являясь механизмом давления на нее, законопроект не нацелен на положительный результат по сохранению семьи путем введения социального патроната.

    Другой законопроект — «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — предусматривает создание механизма общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для таких детей. Фактически этот законопроект предполагает создание еще одного вида формальных контролирующих органов, с сомнительной компетентностью его членов, размытостью форм и результатов их деятельности и отсутствием инструментов для реального участия в улучшении жизни детей.

    Безусловно, органы опеки, как и вся политика в области семьи, нуждаются в реформе.

    Необходимо развивать законодательство о социальном сопровождении семьи, но оно должно быть направлено на создание индивидуальной программы помощи семье, согласованной с членами семьи, которая будет включать профилактическую работу квалифицированных специалистов с потенциально неблагополучными семьями и направлена, прежде всего, на сохранение семьи.

  • Источник: https://www.miloserdie.ru/article/organy-opeki-kak-oni-ustroeny-pochemu-oni-otbirayut-detej-i-kakie-zakony-reguliruyut-ih-deyatelnost/

    Право Граждан
    Добавить комментарий