Что такое монетизация льгот и кому она доступна

Содержание
  1. Что представляет собой монетизация льгот?
  2. Федеральные льготы
  3. Как осуществляется монетизация льгот?
  4. Оформление ежемесячных компенсаций
  5. Правила монетизации льгот
  6. Законодательное регулирование вопроса
  7. Перечень видов государственной помощи, доступных к выплате в денежной форме
  8. Использование данной возможности разными категориями граждан
  9. Пенсионеры
  10. Многодетные семьи
  11. Инвалиды
  12. Ветераны труда
  13. Матери-одиночки
  14. Ветераны боевых действий
  15. Детям-инвалидам
  16. Правила оформления
  17. Куда необходимо обращаться?
  18. Какой перечень документов необходимо подготовить?
  19. Что необходимо указывать в заявлении
  20. Сроки
  21. Монетизация льгот: что об этом надо знать каждому украинцу – Телеканал новостей 24
  22. Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения :
  23. Историческая справка
  24. Хищение средств и коррупция
  25. Проблемы в транспортной сфере
  26. Препятствия для реформирования
  27. Основные положения
  28. Выплаты
  29. Ситуация в субъектах страны
  30. Протесты населения
  31. Решение возникших проблем
  32. Причины провала реформы
  33. Заключение

Что представляет собой монетизация льгот?

Закон «О монетизации льгот» гласит, что определенные категории российского населения, которые имеют право пользоваться установленными льготами, имеют возможность вместо их использования получать некоторые денежные компенсации. С каждым годом в этот закон вносятся различные дополнения и изменения, в результате чего увеличивается количество различных групп населения, которые имеют возможность воспользоваться монетизацией причитающихся им льгот.

Федеральные льготы

Следует отметить, что имеются федеральные льготники, которые имеют право на монетизацию, а также в определенных регионах для льготников предполагается введение своих льгот и прав.

К федеральным льготникам, для которых доступна монетизация льгот, можно отнести всех инвалидов разных групп, инвалиды ВОВ, а также участников войны, узников концлагерей, военнослужащих в годы ВОВ, которые не принимали участие в военных действиях, жителей блокадного Ленинграда, ветеранов боевых действий, членов семей погибших в годы войны или инвалидов. Также сюда относятся люди, которые из-за катастрофы в Чернобыле получили определенный вред здоровью.

Все вышеперечисленные категории населения имеют право переводить все льготы, на которые они имеют право, в денежную форму.

Однако здесь можно выделить определенные исключения, поскольку монетизация не доступна в случае, если это относится к обеспечению лекарственными средствами или к проезду в транспорте, а также монетизация невозможна для льгот, предоставляемых для лечения в различных медицинских учреждениях и санаториях. Если федеральные льготники желают выполнить монетизацию своих льгот, то вместо них им будут ежемесячно выплачиваться определенные выплаты, рассчитывающиеся для каждого региона в отдельности. В эти выплаты включаются денежные компенсации за использование телефона, личного транспорта и других элементов, а при этом они полностью зависят от того, к какой именно категории принадлежит льготник.

Как осуществляется монетизация льгот?

Оформить выплаты ежемесячных пособий вместо льгот можно в отделении Пенсионного фонда, куда следует принести определённые документы.

Сюда относится в первую очередь правильно составленное заявление на монетизацию, а также нужно представить документы, выступающие в качестве доказательства того, что человек имеет право на определенные льготы, которые могут быть обмены не конкретную ежемесячную выплату. Дополнительно следует принести СНИЛС и паспорт.

Если федеральный льготник не пишет заявление, в котором отказывается от получения денежных выплат за неиспользование льгот, на которые он имеет право, то он может пользоваться определенным социальным пакетом, в который водит много разных услуг.

Сюда относится покупка лекарств с существенными скидками, а также возможность получить санаторную путевку по минимальной цене. Оплачивается часть проезда в случае, если льготник собирается на курорт или в санаторий.

Общая стоимость такого социального пакета составляет 839,65 рублей в месяц.

Каждый льготник, который имеет право на монетизацию своих льгот, может самостоятельно решать, в какой именно форме они будут выплачиваться, а для этого следует ориентироваться на собственные обстоятельства и возможности.

Дополнительно все льготники получают каждый месяц некоторую денежную компенсацию за ЖКУ, которая составляет 50% от суммы оплаты.

В результате, льготник ежемесячно получает половину оплаченной за коммунальные услуги суммы, что является очень важным и нужным для каждого льготника.

Оформление ежемесячных компенсаций

Следует отметить, что некоторые категории федеральных льготников имеют право на уникальные и специальные предложения и прерогативы. Это относится в большей степени к тем семьям, в которых проживает ребенок-инвалид. В этом случае возвращается из бюджета половина всей суммы, оплаченной за использование коммунальных платежей.

Чтобы оформить возможность получения данных ежемесячных компенсаций, необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда, куда передается некоторый пакет документов. Сюда относится заявление, которое должно быть составлено по определенному образцу, а также должно быть грамотно и правильно заполнено.

Также делается и приносится копия паспорта льготника, желающего получать ежемесячно компенсацию. Дополнительно следует представить документы, которые являются доказательствами того, что человек действительно имеет право получать данные льготы, а сюда обычно относится специальное удостоверение или справка о конкретной категории инвалидности.

Также нужна копия СНИЛС и справка, в которой указывается состав и численность членов семьи. Если все члены семьи имеют право пользоваться льготами льготника, то нужно предоставить в Пенсионный фонд копии паспортов или других документов, удостоверяющих личность этих людей.

Дополнительно они должны быть зарегистрированы в той же квартире или доме, где проживает и льготник. При этом приносятся квитанции об оплате коммунальных услуг.

Все льготники могут рассчитывать не только на федеральные льготы, поскольку в различных регионах предоставляются данным категориям населения и другие льготы, которые являются важным и нужными.

При этом допускается монетизация льгот, в результате чего можно существенно повысить ежемесячные отчисления.

Каждый льготник должен самостоятельно узнать, какие именно льготы предоставляются в его регионе, поскольку в разных городах они могут существенно отличаться.

Следует выделить, что все льготы, которые предоставляются пенсионерам, не могут быть магнетизированы, поэтому рассчитывать на эту возможность обычному пенсионеру не приходится. Для этого необходимо причисляться к вышеперечисленным категориям людей. Также все льготы для пенсионеров могут существенно отличаться в разных регионах, поэтому следует узнавать самостоятельно о разных возможностях.

Источник: http://waytop.ru/monetizatsiya_lgot.html

Правила монетизации льгот

С недавнего времени льготная категория граждан нашей страны имеет право на монетизацию определенного перечня льгот.

Таким образом, оформив отказ от государственной помощи, можно получить небольшую прибавку к своим ежемесячным пособиям.

Какие льготы можно монетизировать? Как это сделать? Какими нормами закона регулируется этот вопрос?

Рассмотрим все это подробно.

Законодательное регулирование вопроса

Под определением “монетизация льгот” подразумевается возможность получения денежной компенсации за отказ от использования определенных льгот, которые положены тем или иным гражданам РФ.

Этот вопрос регулируется Федеральным законом №122.

Основная суть данной программы заключается в том, что некоторым гражданам РФ нет особой нужды в получении определенных льгот, и чтобы хоть как-то это компенсировать, они имеют право получить за них финансовую компенсацию в виде надбавки к получаемому ежемесячному пособию.

При этом все услуги, по которым можно получить денежную выплату, закреплены в Федеральном законе №178, в последней редакции от ноября 2015 года, с изменениями от декабря 2015 г.

Перечень видов государственной помощи, доступных к выплате в денежной форме

Согласно Федеральному закону №178 вариант с монетизированием допускается в нескольких подвидах, а именно на:

  • транспорт;
  • медикаменты;
  • санаторно-курортное лечение.

Стоит отметить, что также допускается возможность и монетизировать льготы по оплате за коммунальные услуги. Причем граждане РФ отнеслись к такому нововведению по-разному. Во многом это связано с недостаточным информированием, поскольку многие считают это обманом. Многие уверены в том, что денежная выплата несоразмерна предлагаемым льготам.

В любом случае, сам алгоритм монетизации весьма процесс. Изначально граждане оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, а потом через территориальный отдел социальной службы получают компенсацию.

Использование данной возможности разными категориями граждан

Пенсионеры

На государственном уровне, как таковых льгот для граждан пенсионного возраста не предусмотрено.

Однако местные органы самоуправления имеют право принимать свои законодательные нормы по предоставлению им каких-либо региональных льгот.

К примеру:

  • скидка на оплату за коммунальные услуги;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси;
  • скидки при покупке лекарственных препаратов и так далее.

В зависимости от того, что включает в себя набор социальных услуг граждан пенсионного возраста в каждом отдельно взятом регионе, каждый имеет право от него отказаться в полном либо же частичном объеме.

Многодетные семьи

Многодетные имеют право отказаться от такого набора социальных услуг:

  • бесплатное передвижение общественным наземным транспортом и метро всеми детьми и одного из их родителей;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • бесплатное получение путевок для детей в детские лагеря в возрасте от 7 лет;
  • скидки на оплату коммунальных услуг.

Инвалиды

Перечень льгот зависит от группы недееспособности.

Для инвалидов 1 группы отказаться можно от таких льгот:

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте;
  • проезд к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • получение бесплатной путевки от социальной защиты населения на санаторно-курортное оздоровление;
  • получение медикаментов по назначению лечащего врача;
  • протезирование зубов в государственных клиниках;
  • протезирование конечностей либо же предоставление специальной ортопедической обуви.

Для инвалидов второй группы недееспособности допускается монетизация такого перечня льгот:

  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, за исключением частных маршруток и такси;
  • бесплатное передвижение раз в год в оба конца к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • предоставление раз в год бесплатной путевки на санаторно-курортное оздоровление по рекомендациям лечащего врача;
  • приобретение специальной ортопедической обуви со скидкой в 50%;
  • возможность бесплатного протезирования зубов в государственных медицинских учреждениях.

Для инвалидов, которые являются обладателями третьей группы недееспособности, перечень льгот, от которых можно отказаться и получить денежную компенсацию, имеют следующий вид:

  • получение скидки при покупке билетов на железнодорожный, воздушный и любой другой вид транспорта в размере 50% от полной стоимости билета;
  • безработные инвалиды с третьей группой могут приобретать лекарства со скидкой в 50%;
  • скидка на ортопедическую обувь (если она рекомендована лечащим врачом) в размере 50%.

Ветераны труда

Граждане, которые относятся к категории “Ветераны труда”, имеют право на получение такого перечня льгот (в том числе их монетизацию):

  • бесплатное передвижение в общественном транспорте (исключением является пользование частными маршрутками либо же такси);
  • бесплатное медицинское лечение в государственных медицинских учреждениях;
  • возможность бесплатного протезирования зубов;
  • скидка в размере 50% при оплате билетов на железнодорожный транспорт, в период времени с сентября по май;
  • получение 50% скидки при осуществлении оплаты общей площади жилой недвижимости;
  • скидка за оплату коммунальных услуг.

Матери-одиночки

Отказаться матери-одиночки в пользу денежной компенсации могут от таких разновидностей льгот:

  • бесплатные медицинские препараты для детей в возрасте до 3 лет;
  • предоставление безвозмездных путевок в детские лагеря с периодичностью один раз в год;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси.

Ветераны боевых действий

Данная категория граждан имеет полное право:

  • получить все необходимое медицинское лечение бесплатно в военных госпиталях;
  • от государства им положено при необходимости бесплатное протезирование конечностей.

Помимо этого, в каждом конкретном регионе проживания предусмотрены свои дополнительные льготы, которые входят в набор социальных услуг.

Детям-инвалидам

Эта категория граждан имеет полное право вместо предусмотренного набора социальных услуг получить денежную компенсацию по таким льготам:

  • предоставление бесплатных медицинских препаратов, которые были выписаны лечащим врачом по рецепту;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, включая метро;
  • право на получение от государства при необходимости инвалидных колясок либо же другого медицинского оборудования, которое необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Правила оформления

В первую очередь необходимо помнить об одном факте – отказаться от набора социальных услуг в пользу монетизации можно 1 раз в год.

После отказа денежная выплата будет производиться ежемесячно в качестве доплаты к пенсионному обеспечению.

Куда необходимо обращаться?

Для оформления монетизации, определенной льготной категории граждан необходимо будет обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту своего проживания и предоставить соответствующий пакет документов.

Какой перечень документов необходимо подготовить?

Согласно действующему законодательству основной перечень документов при отказе от льгот в пользу получения денежной компенсации имеет следующий вид:

  • оригинал и копия паспорта заявителя;
  • оригинал и копия пенсионного страхового свидетельства;
  • удостоверение, которое подтверждает наличие права на использование тех или иных льгот (от которых будет оформлен отказ);
  • заявление, которое заполняется совместно с сотрудниками Пенсионного Фонда.

При необходимости сотрудники Пенсионного Фонда могут потребовать предоставить дополнительный пакет документов (в зависимости от причин, по которым возникла такая необходимость).

Что необходимо указывать в заявлении

При составлении заявления совместно с сотрудниками ПФ необходимо помнить о том, что в нем должны содержаться такие сведения:

  • наименование государственного органа, в которое подается заявление;
  • инициалы заявителя;
  • адрес проживания;
  • набор социальных услуг, от которых отказывается заявитель;
  • дата составления;
  • подпись.

Категорически запрещается делать какие-либо помарки в заявлении и допускать ошибки.

Сроки

Действующим законодательством предусмотрен определенный период, когда необходимо подать все необходимые документы для получения денежной компенсации.

Итак, подавать заявление со всем перечнем документов необходимо до 31 декабря текущего года. Это связано с тем, что компенсация выплачиваться будет на протяжении всего следующего календарного года. Если подать документы в поздний срок, в предоставлении денежной компенсации будет отказано.

При этом обязательно нужно помнить о том, что отказываться согласно действующему законодательству можно не от всего перечня предоставляемых льгот.

К примеру, можно отказаться от получения бесплатной путевки в санаторий и, соответственно, проезда к нему, а оставить в пользовании бесплатное получение медицинских препаратов и самого лечения в государственных клиниках.

Говоря простыми словами, каждый льготник имеет полное право самостоятельно выбирать, какая помощь ему понадобится, а за что он может получить денежную надбавку.

О замене льгот на проезд денежной компенсацией рассказано в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/pravila-monetizacii-lgot.html

Монетизация льгот: что об этом надо знать каждому украинцу – Телеканал новостей 24

Тарифы в очередной раз выросли, оплатить счета становится все труднее. Журналисты сайта “24” выясняли, что такое монетизация льгот в понимании нашего правительства, как она внедряется и что обещает украинцам.

Еще в декабре 2014 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк говорил о необходимости перехода от советской модели предоставления льгот к их монетизации и адресности.

В июле 2015 министр социальной политики Павел Розенко обещал внедрение системы льгот на проезд в виде денежной компенсации.

В августе 2015 министерства социальной политики и инфраструктуры заявляли, что технически готовы к монетизации льгот на проезд в транспорте уже с 1 января 2016 года.

Между тем, наступил 2016-й — а никто до сих пор не может дать четкого объяснения, как происходит хотя бы какая-то монетизация. Не говоря уже об адресном возмещении наиболее затратной для бюджета сферы — энергетической.

Более того, сами льготы в рамках реформирования советской системы “урезать” не забыли.

А вот о монетизации теперь вспоминают время от времени, забывая объяснить, что это и зачем, и есть ли уже какие-то наработки в направлении реформирования системы государственных возмещений.

Начать стоит с того, что у нас в государстве достаточно запутанная система возмещений и пособий от государства. Прежде всего, следует различать льготы и субсидии. Потому что это разные виды, которые регулируются различными нормами закона.

Льготы — это вид определенных государственных привилегий, которые предоставляются за определенные заслуги перед государством: учителям, военнослужащим, работникам внутренних дел и тому подобное.

Если государство не имело возможности давать им больше по зарплате, то отдавало в натуральном виде газом или уплатой коммунальных услуг.

В 2015 году вступил в силу новый Порядок предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги, согласно которому часть льготников потеряла, в частности, льготы на коммунальные услуги. Однако такие семьи могли и могут обращаться за субсидией к государству.

Субсидии предоставляются тем, кто не может сам за себя заплатить, имея низкие доходы. Тогда государство помогает ему обеспечить достойные условия проживания.

Напомним, после того, как в Украине несколько раз дорожали энергоносители и коммунальные услуги, в правительстве разработали новую систему предоставления субсидий, которая призвана помочь с оплатой коммуналки большему количеству украинцев.

Как пояснил в комментарии сайту “24” эксперт Реанимационного пакета реформ Святослав Павлюк, субсидионный бюджет сейчас в Украине здоровенный: в 2015 году у нас на это ушло 25,4 миллиарда гривен согласно бюджету.

Однако главный минус даже не в сумме субсидий, а в том, что деньгами они обеспечивают не граждан, а предприятия, которые предоставляют гражданам услуги, за которые потом получают от государства компенсацию в том или ином виде.

Эти деньги перечисляются предприятиям, которые предоставляют услуги, входящие в перечень льгот — на поставку воды, горячей воды, водоотведения, горячего водоотведения, электроэнергии, газа, вывоз мусора. Общий объем счетов, выставленный населению в прошлом году, составил 51 миллиард гривен. Половину заплатило государство,
— отметил Павлюк.

Кроме того, уточнил эксперт РПР, субсидии формально предоставляются на объем, который потребители не всегда используют. И не потраченные деньги, якобы, остались на счетах теплокоммунэнерго.

Но в результате той сложной и не постоянно прозрачной системы взаимозачетов, а не живых денег, у местных теплокоммунэнерго и местных облгазов остаются обязательства поставить газ под списание их обязательств по уплате налогов.

И получается — фактически они должны поставить весь объем газа, а реально зарплату своим людям им не из чего платить.

Такая же система до сих пор действовала и при расчетах государства с транспортными предприятиями, которые предоставляют услуги льготного проезда.

То есть, например: маршрутка перевозит льготника за половину стоимости или бесплатно, а эти деньги из бюджета (государственного или местного) затем компенсируются владельцу маршрутки.

Но предприятие может как “приписать себе” больше льготников, чем есть, так и перевезти их на большую сумму, чем вернет государство.

Правительство, а вместе с ним и эксперты, считает, что более эффективный подход — выделять деньги собственно льготнику (здесь мы имеем в виду также и тех, кто получает различного вида субсидии), а уж он их может тратить на проезд, для повышения энергоэффективности жилья, для оплаты коммунальных услуг в пределах той суммы, которая будет определена государством. Для этого и нужна монетизация. Собственно, “монетизация” — это процесс преобразования чего-либо в законное платежное средство. В нашем случае — превращение обязательств государства в средства для льготника.

Есть три блока того, что нужно сделать, чтобы избавиться, наконец от старой системы перечисления льготных средств:

  1. определить, каким образом монетизировать деньги, перейти от взаимозачетов в расчетах между бюджетом и поставщиками;
  2. определить, как администрировать эти деньги, где их хранить, как охранять, и какие структуры будут участвовать в этом процессе, и кто за что будет отвечать;
  3. прописать, как их тратить.

По словам Святослава Павлюка, сегодня ни на одном из этих этапов конечного понимания нет.

Пока не будет хотя бы понимания, как перейти от взаиморасчетов к монетизированным расчетам, о двух последующих этапах нечего и говорить. Пока нет согласования между министерством финансов и правительством об этих вещах, да и парламент это должен утвердить,
— пояснил он.

Далее — подробнее о том, какие варианты преобразования обязательств государства в реальную адресную помощь льготникам предлагают специалисты.

Первое и самое главное — нужно, чтобы эти деньги были. Потому что на сегодняшний день “благодаря” системе взаимозачетов между государственными и частными предприятиями-участниками энергетической и коммунальной сфер (в частности, между “Укргаздобычей” и облгазами) денег как таковых нет.

Поэтому нужно придумать другую логику, как любую копейку пустить не на проедание, а на энергосбережение. Прописать эту новую логику расчетов очень сложно, потому что это большой массив регуляторных документов. А мы знаем, как у нас долго и болезненно готовятся подзаконные акты, даже когда закон уже принят.

И складывается впечатление, которое подтвердили и эксперты — сегодня эту логику в государстве не представляет никто, наверное.

Среди разрабатываемых концепций самой простой кажется — выдавать все субсидии деньгами. Но на это Минфин не согласится (и не соглашается, собственно).

Впрочем, часть субсидий на топливо у нас так и предоставляется — в прошлом году в бюджете было около 800 миллионов гривен, которые предоставлялись населению в виде субсидий на твердое топливо, для тех граждан, которые не подключены к сетям газа или централизованного тепла.

Еще одна идея — создать фонд термомодернизации. Собственно, ее, в рамках презентации концепции Фонда энергоэффективности, недавно представил министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко.

По его словам, одна из главных проблем энергетического сектора Украины — это несовершенство механизма отопления жилого сектора, где теряется около 60% потребленной энергии или почти 3 миллиарда долларов ежегодно. По подсчетам Минрегиона, постоянное финансирование и эффективное прозрачное управление позволят достичь более миллиарда кубических метров ежегодной экономии газа уже через три-пять лет.

Еще одну концепцию предлагает “Нафтогаз”. Он готов получить часть денег, которые выделят на энергоэффективность, и заменить часть газовых котлов у людей, которые самостоятельно это сделать не могут.

Для примера: у нас в стране 1,8 миллиона субсидиантив — это единоличные домохозяйства, в которых проживают одинокие пенсионеры. Преимущественно, это старые женщины, которые сами котел не поставят, даже если его дать им бесплатно, надо, чтобы кто-то им это сделал.

Собственно, “Нафтогаз” это и предлагает сделать.

Существует также любимая концепция некоторых чиновников — ничего не менять, оставить все, как есть.

К счастью, пока от идеи монетизировать льготы и субсидии не отказываются. Да и эксперты-активисты работают в этом направлении.

Однако окончательного решения, как же монетизировать государственную помощь малообеспеченным и льготникам, нет, и даже когда оно будет наработано — сказать невозможно. Остается следить за развитием событий и напоминать об обещаниях.

Вместе с тем, чтобы сэкономить, можно утеплить дом:

Источник: https://24tv.ua/ru/monetizacija_lgot_chto_ob_jetom_nado_znat_kazhdomu_ukraincu_n663314

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения :

Монетизация льгот была проведена в 2005 г. Она предполагала отмену ряда социальных гарантий для определенной категории населения. Эта реформа вызвала массовые протесты в стране. Рассмотрим далее ее основные положения. 

Историческая справка

Льготная система была введена еще в советское время. В тот период действовали социальные гарантии, сочетавшиеся с существовавшим тогда режимом государственной экономики.

Льготы выступали в качестве поощрения для определенных относительно немногочисленных слоев населения, которые имели перед страной особые заслуги. В 80-90-е годы прошлого столетия количество соцгарантий существенно расширилось.

При этом сами льготы были направлены на поддержку населения в условиях отсутствия денег в бюджете и инфляции.

Между тем, многие льготы так и не получили реального обеспечения, а количество граждан, которые формально попадали под категорию нуждающихся, превысило половину всего населения. Обычно монетизация льгот в России ассоциируется с именами зампредседателя правительства Жукова и министра соцразвития и здравоохранения Зурабова.

Хищение средств и коррупция

В качестве обоснований реформ власть указывала на значительные нарушения законодательства госорганами. Например, в сфере снабжения медикаментами активно действовали каналы, через которые проходило получение государственных средств за бесплатное предоставление лекарств льготникам.

Реальный же отпуск препаратов производился на гораздо меньшие суммы. В транспортной сфере установились достаточно высокие цены на услуги. Причиной этому стала коррупция. Высокая стоимость услуг оправдывалась заинтересованными чиновниками необходимостью обслуживать льготников.

Имели место и злоупотребления в сфере санаторно-курортного лечения. Рядовым ветеранам приходилось находиться многие годы в очередях, чтобы воспользоваться возможностью бесплатно посетить профилактические учреждения.

Монетизация льгот, по мнению правительства, могла устранить все эти нарушения.

Проблемы в транспортной сфере

Закон о монетизации льгот мог, как считали представители власти, остановить деградацию муниципальных перевозок. Люди, которые постоянно пользовались общественным транспортом, стремились, естественно, получить возможность бесплатного проезда. В результате более половины всех поездок перестали оплачиваться.

Вместе с этим отсутствие сведений о реально предоставленных услугах льготникам дают возможность в некоторых случаях выбивать с помощью коррупции непропорционально высокие бюджетные дотации для муниципальных, а иногда и частных транспортных предприятий. Кроме того, оставались нерешенными и стали возникать новые проблемы в области железнодорожных перевозок.

Монетизация льгот позволила бы вернуть в сектор порядка 6 млрд р.

Препятствия для реформирования

Льготная система не распространялась на жителей деревень. В этой связи население сельской местности фактически осталось не у дел. Монетизация льгот позволила бы устранить несправедливость доступа к социальным гарантиям.

При этом те люди, которые уже ими пользуются, получив деньги, могли бы тратить их по собственному усмотрению. Монетизация льгот пенсионерам способствовала бы устранению препятствий для проведения реформ не только в сфере транспорта, здравоохранения, но и ЖКХ и естественных монополий.

Введение конкуренции на рынке было осложнено тем, что не было понятно, кто будет финансировать социальные гарантии гражданам.

Соответственно, не наблюдалось фактического привлечения частного капитала в сферы ЖКХ и транспорта, в естественные монополии, потому что у инвесторов не было уверенности в полной оплате потребителями поставляемых им услуг.

Основные положения

В начале реформирования были определены категории, к которым будет применяться новый порядок. Федеральная реформа коснулась, соответственно, исключительно федеральных льготников. Под преобразования попадало три вида гарантий:

  1. Проезд на городском и пригородном общественном транспорте.
  2. Санаторно-курортное лечение.
  3. Предоставление бесплатных медикаментов.

Что касается отмены льгот для услуг ЖКХ, то она была отложена на период после завершения выборов 2008 г.

Выплаты

Для компенсации льгот было предусмотрено 171.8 млрд р. Однако в действительности правительством была потрачена гораздо большая сумма. Монетизация льгот инвалидам осуществлялась в соответствии с группой. Так, для 1 гр. с детства предусматривалось 1.4 тыс. р., 2 гр. – 1 тыс. р., 3 гр. – 800 р. Компенсация “чернобыльцам” составляла 1.7 р.

, донорам – 500 р. Для героев ВОВ предусматривались выплаты в 3.5 тыс. р., блокадникам планировали выдать 1.1 т. р., инвалидам ВОВ – 2 т. р. Этими выплатами заменялось право бесплатного проезда в пригородном и городском транспорте, санаторное лечение и медикаменты. Первоначальные предложения Минфина содержали порядка 10 льгот, подлежащих замене.

Ситуация в субъектах страны

Монетизация льгот ветеранам труда и прочим гражданам, получавшим региональные соцгарантии, могла и не проводиться. Решение этого вопроса передавалось на усмотрение властей субъектов. Региональные администрации могли и сохранить действовавшие льготы.

В этом случае им необходимо было самостоятельно финансировать услуги транспортных и иных предприятий, которые предоставлялись гражданам бесплатно. При проведении монетизации федеральная власть декларировала выплату до 40% соответствующих компенсаций регионам.

Протесты населения

В 2004 году, 29 июля, состоялся митинг “чернобыльцев” в Москве. С начала августа массовые протесты прошли почти во всей стране. Реализация реформы на практике вызвала недовольство большей части граждан. Основная часть протестующих состояла из пенсионеров.

Большой размах протесты приобрели в крупных городах. Бывший в то время мэром Лужков нашел деньги на компенсацию льгот из бюджета города. В Санкт-Петербурге ситуация была не такой благополучной.

Протестующие требовали скорейшей отмены принятого Закона № 122, регламентирующего монетизацию.

Решение возникших проблем

В. В. Путин провел встречи с кабинетом министров. В январе он предложил осуществить индексацию пенсий с 1 марта, а не с 1 апреля, как планировалось. Кроме этого, он поручил повысить военнослужащим денежное довольствие.

На протяжении 2005 года правительство совместно с региональными администрациями предпринимают определенные меры по снижению напряженности. В некоторых субъектах компенсационные выплаты были повышены до уровня, устраивавшего пенсионеров.

Постепенно протесты стали затихать.

Причины провала реформы

В первую очередь монетизация является достаточно сложной, с технической точки зрения, процедурой. Многие регионы и отдельные чиновники оказались просто не готовы к таким масштабным преобразованиям. В результате действия управленцев не были продуманы.

Вместе с этим монетизация предполагалась как инструмент для ликвидации коррупции. В этой связи определенная часть госаппарата была не заинтересована в реформе. При планировании монетизации не был принят во внимание разрыв между периодом получения выплат (конец января 2005 г.

) и тем фактом, что отмена льгот была введена в начале месяца.

Несмотря на то что средства были перечислены заранее, продолжительные новогодние каникулы и действовавшая система перечисления не позволили донести их до граждан своевременно. Не всегда выплаты могли компенсировать отмену льгот.

В целом реформа помогла бы гражданам, однако, в связи с неравномерным распределением потерь и выгод, она провалилась. Особенно пострадали обычные пенсионеры. Решение вопроса по этим гражданам было отнесено к компетенции регионов. В федеральном же законодательстве об этих льготниках не сказано.

Одни регионы смогли решить вопрос, а другие – нет ввиду отсутствия достаточных средств.

Заключение

Большое недовольство монетизация вызвала у малоимущих граждан. Но стоит отметить, что многие транспортные и другие обслуживающие предприятия, были в определенной степени довольны реформой.

Они смогли получить живые деньги и направить их на развитие сектора. Многие предприятия предполагали провести модернизацию парка за счет монетизации. Тем не менее определенные социальные гарантии гражданам пришлось вернуть.

После широкомасштабных акций протеста была разработана новая программа о демонетизации.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-monetizaciya-lgot-v-rossii-osnovnye-polozheniya-rezultaty-provedeniya.html

Право Граждан
Добавить комментарий