Что такое государственная социальная помощь и в чем она выражается

Система государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь по признаку формы социального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в денежной и (или) в натуральной форме.

Государственная социальная помощь в денежной форме включает в себя следующие компоненты: помощь в виде пособий; помощь в виде субсидий; помощь в виде компенсаций и других социальных выплат. Государственная социальная помощь в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг:

а) дополнительную медицинскую помощь (обеспечение граждан бесплатными лекарствами по рецепту врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение);

б) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Помимо указанных систем относительно самостоятельную систему составляют льготы и преимущества, предоставляемые отдельным категориям граждан.

Льготы присутствуют во многих видах социального обеспечения. Точно определить признаки или критерии выделения льгот и преимуществ, как и их классификацию, довольно сложно.

Более отчетливо проявляются три признака, с помощью которых их можно разграничить,

– субъектный состав их получателей,

-цель,

-условия их предоставления.

Кроме того, в законодательстве последнего времени сам термин «льготы» стал заменяться термином «меры социальной поддержки», и многие ранее существовавшие льготы заменяются денежными выплатами.

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел.

Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов. Поэтому, объединение этих норм самостоятельным институтом не является.

Выделение таких норм проводится по иным категориям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

Льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе подинститут льгот по системе социального обслуживания.[10]

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430 (четырехсот тридцати). Этим льготами охвачено почти две тысячи категорий населения.[11]

Некоторые авторы[12] считают, что статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

В настоящее время как никогда важно найти «лекарства» от современной «эпидемии» необоснованного присвоения различных льгот новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом.[13]

Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Заключение.

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи­ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со­циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече­ского общества.

В любом обществе независимо от его экономического и по­литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис­точник средств своего существования.

К числу таких людей относятся, преж­де всего, дети и старики.

Следовательно, социальное обеспечение – это один из способов рас­пределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на усло­виях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их пол­ноценного социального статуса.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда­нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако­ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо­вания, поистине трагическое.

Список использованной литературы

1)Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

3)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

6) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

7) Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения : учеб. пособие. М., 2006.

8) Захаров Н.Л., Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения.- М., 2008.-С.304.

9) Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение- 2008.-№11.-С.9

10) Социальное См: Пашкова Г. Г. Льготы в праве социального обеспечения // Сб. уч. Трудов Саратовского государственного университета., 2008- С.43.

11)Правовые проблемы укрепления российской государственности. 4.12: Сб. статей.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008.- С.235-238.

12) В.П. Галаганов. Организация работы органов социального обеспечения

Изд-во «КиноРус»2016.

[1] Конституция Российской Федерации [2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. [3] Законодательно установленных социальных стандартов в России до сих пор нет. [4] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). [5] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». [6] Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения : учеб. пособие. М., 2006. [7] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [8] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [9] Конституция РФ, ст.20.41. [10] Захаров Н.Л., Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения.- М., 2008.-С.304. [11] Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // Социальное обеспечение- 2008.-№11.-С.9 [12] См: Пашкова Г. Г. Льготы в праве социального обеспечения // Сб. уч. Трудов Саратовского государственного университета., 2008- С.43. [13] Основные цели, роль и функции правовых льгот // Правовые проблемы укрепления российской государственности. 4.12: Сб. статей.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008.- С.235-238.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/23914.html

Государственная социальная помощь 2

Введение ………………………………………………………………………………3

Понятие государственной социальной помощи ……………………………………5

Цели государственной социальной помощи………………………………………..9

Порядок назначения государственной социальной помощи…………………..17

Отказ в назначении государственной социальной помощи ……………………..19

Заключение ………………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………………24

Введение

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством.

Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.

Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является

достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство.

Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства – неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение.

Переход социального общества от первичной цели – предоставление человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России.

Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года.

Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время – малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена.

Кроме того, нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь, и чувствуют себя “брошенными” на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам.

Понятие государственной социальной помощи

Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определенным категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе “ О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определенные денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения ( или отказ в её назначении). Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе “ О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты ( пособия, субсидии[1] , компенсации ), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также ее размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в ее назначении). Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия “материальное положение” практически не используется, обычно речь идет об оценке “уровня доходов” или “уровня потребления”. Для нас предпочтительнее термин “материальное положение”, поскольку он:

а) устоявшийся и привычный для населения;

б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления;

в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет.

Под материальным положением имеются ввиду:

1) денежные доходы;

2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д.

3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.

Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь- создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия Федерального закона “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи не существовало на законодательном уровне.

Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1992 года №121 право на получение помощи предоставлялось особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев (детей и нетрудоспособных членов семьи), другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой не превышает установленного на региональном уровне минимума. Контингент получателей помощи, её виды, формы и размер определялись органами социальной защиты населения в соответствии с установленными социальными нормативами и условиями.

Государством не гарантировалось получение малоимущим слоям населения социальной помощи, не устанавливался ее минимальный размер, не был четко очерчен круг лиц, которые могли бы получить данную помощь, а также порядок ее получения. В результате данная неопределенность приводила к тому, что лица, которые особо нуждались в поддержке государства, оказывались законодательно не защищенными, что еще больше ухудшало их положение.

В настоящее время категории малоимущих семей малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения.

Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума[2] , по независящим от них причинам.

В этом случае семья (одиноко проживающий гражданин) признается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

В связи с принятием Федерального Закона “О государственной социальной помощи”, те пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно четкого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация должна измениться в лучшую сторону.

Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определен круг получателей государственной социальной помощи.

Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным.

Источник: http://MirZnanii.com/a/43882/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomoshch-2

Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: региональный аспект

Фогель Ирина Валерьевна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: Подвязникова Мария Валерьевна, преподаватель кафедры трудового права

Социальная помощь как организационно – правовая форма социального обеспечения находится в процессе формирования, чем и вызвано большое количество проблемных вопросов возникающих при применении данного института.

Федеральный Закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ  «О государственной социальной помощи» [4] (Далее – Закон о государственной социальной помощи) определят понятие государственной социальной помощи как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Анализируя данное понятие можно выделить следующие виды государственной социальной помощи (далее – ГСП), первый это ГСП для отдельных категорий граждан, таких как ветераны ВОВ, инвалиды войны, дети-инвалиды.

Им ГСП предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты или набора социальных услуг. Второй вид ГСП предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, что непосредственно и будет предметом моего исследования.

Для данных категорий граждан Закон о государственной социальной помощи предусматривает следующие виды социальной помощи:

  1. денежные выплаты, которые выражаются в предоставлении социальных пособий, субсидий и др.;
  2. натуральная помощь, которая в свою очередь выражается в предоставлении вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

ГСП малоимущим гражданам оказывается за счет средств субъектов РФ и регулируется Закон о государственной социальной помощи. Как уже было отмечено, получателями ГСП могут быть малоимущие семьи, малоимущие или одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

В соответствии со статьей 72 Конституции социальная защита населения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее регионов. Субъекты вправе предусматривать дополнительные гарантии для своих жителей.

Нормы Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (Далее – Кодекс Омской области о социальной защите)[3] в части предоставления ГСП, практически полностью повторяют текст Закона о государственной социальной помощи. Он не предусматривает никаких дополнительных гарантий на получения социальной помощи.

Тем самым Омская область не использует возможность предоставить дополнительные гарантии иным категориям граждан.

Так, например закон Приморского края от 6 июня 2005 года N 255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае» (Далее – Закон Приморского края о государственной социальной помощи) [1] помимо лиц указанных выше, также включает такие категории граждан как:

Можно выделить так же Закон Воронежской области от 25 июня 2012 № 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области» (Далее – Закон Воронежской области о государственной социальной помощи)[5], который также расширил круг лиц имеющих право на получение ГСП.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Кодекс Омской области о социальной защите необходимо внести изменения и расширить круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, например по аналогии с Законом Приморского края и Законом Воронежской области.

Проанализировав ряд нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что некоторые регионы  устанавливают свои категории граждан имеющих право на получение ГСП, а также предуматривают дополнительные гарантии по сравнению с федеральным законом.

Так согласно Закону Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2007 года №197-ОЗ «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» [2] предусматриваются дополнительные меры  социальной помощи, которые выражаются, например в предоставлении единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации. Закон дает определение данной категории и устанавливает, что экстремальная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одиноко проживающего гражданина, возникшая по не зависящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства. Для получения единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации заявитель в письменной форме обращается непосредственно в казанное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат». Указанные в заявлении сведения гражданин подтверждает актом материально-бытового обследования. Материально-бытовое обследование осуществляется комиссией, состоящей из специалистов Центра социальных выплат, учреждений социального обслуживания населения. Семьям, имеющим в своем составе трудоспособных членов, одиноким гражданам трудоспособного возраста в течение 3 дней после приема заявления и документов специалист Центра социальных выплат составляет проект плана мероприятий по выводу семьи или гражданина из экстремальной жизненной ситуации, который является приложением к социальному контракту. Срок его действия не превышает 12 месяцев.

В свою очередь Закон Тамбовской области от 06 февраля 2012 года № 113-З «О государственной социальной помощи»[6] предоставляет право на получении государственной социальной помощи лицам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи, гражданина.

Закон приводит примеры частичная или полная утрата способности к самообслуживанию или передвижению в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; семейное неблагополучие наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической и т.

д.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы считаем что нужно внести изменения в Кодекс Омской области о социальной защите, а именно расширить круг граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи, кроме того необходимо предусмотреть дополнительные гарантии на получение социальной помощи и учитывая опыт других субъектов дополнить Кодекс Омской области о социальной защите таким понятием как «экстренная социальная помощь».

Список использованных источников:

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (4 )

Источник: http://conf.omua.ru/content/gosudarstvennaya-socialnaya-pomoshch-maloimushchim-grazhdanam-regionalnyy-aspekt

Право Граждан
Добавить комментарий